Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Юрий Трутнев: Дальний Восток будем развивать в любых условиях

29.12.2014

Развитие Дальневосточного региона по-прежнему остается одним из приоритетов Правительства РФ, и его развитие будет продолжаться в любых условиях, как во внешней политике, так и внутри страны, считает полпред президента РФ на Дальнем Востоке, вице-премьер Правительства РФ Юрий Трутнев. Перед новогодними праздниками Юрий Петрович пообщался с журналистами в режиме видеосвязи и ответил на самые волнующие общество вопросы.

О ТОРах и других инструментах развития

Буквально на днях закон о ТОРах принят в Совете федерации, мы ставили такую задачу и выполнили ее. Но это не значит, что мы должны почивать на лаврах, совсем нет. Уже с начала нового года приступим к реализации этого важнейшего закона. Но на ТОРах инструменты развития у нас не заканчиваются. Параллельно мы запускаем институт поддержки инвестиционных проектов. Отличие в том, что ТОРы - это новый бизнес в чистом поле, где государство создает с нуля инфраструктуру, мощности, и все это передает бизнесу. Но было бы странно, если создавая новые предприятия, мы бы забыли об уже действующих. Им и призван помочь институт поддержки инновационных проектов. Он уже запущен, продолжим работу в этом направлении. Есть и такой инструмент как Фонд развития Дальнего Востока. Он долгое время не работал, причины назывались разные, но основная из них - недостаточно проработанная форма предоставления субсидий Минфином. С Минфином мы этот вопрос решили и в течение января правила расходования субсидий будут подготовлены, и в 2015 году эта система заработает. Нельзя забывать и о работе отраслей, тем более системообразующих. Не занимаясь ими, мы не сможем достичь значительных успехов. Это судостроение, деревообработка, традиционные сложившиеся отрасли в каждом регионе. Но и это еще не все. Президентом поставлен еще целый ряд задач по развитию Дальнего Востока, правительство готовит новый комплекс мер, направленных на улучшение ситуации на Дальнем Востоке. Будем упорно работать в 2015 году.

Инвестиционная привлекательность Дальнего Востока в связи с ситуацией с рублем

Я неоднократно говорил, что Дальний Восток не должен сильно ориентироваться на Европу как на перспективное направление развития торговых связей из-за того, что транспортное плечо очень большое, это не очень хорошая экономика. Поэтому мы, начиная работу, сразу ориентировались на сотрудничество со странами АТР. И когда началась вся это внешнеполитическая ситуация, оказалось, что делали это не зря. Я недавно совершил поездку по странам АТР для начала конкретного разговора по привлечению инвестиций. Так вот проблем я нигде не почувствовал, напротив все представители бизнеса проявляли максимальную заинтересованность в наших проектах, а по ТОРам был, если можно так выразиться, "допрос с пристрастием". Было видно, что это не вопросы из вежливости, а реальное желание работать с нами в России. Руководитель одной глобальной компании мне сказал – "мы в России работали, работаем и будем работать. Это очень порадовало. Инвестиционная привлекательность регионов Дальнего Востока находится на хорошем уровне, занимает не последние места по России. Мы над этим компонентом очень серьезно работаем, и, что более важно, не поодиночке, а вместе с Минвостокразвития, губернаторами, бизнесом. В будущем будем учиться работать эффективнее.

О рыбной логистике

В уходящем году у нас возникли некоторые проблемы с доставкой рыбы в западные регионы России. После ухудшения отношений с Европейским союзом изменились торговые пути, в том числе и на Дальнем Востоке. Это значит, что практически единовременно пришлось перенаправить большие потоки товаров, в том числе и рыбы. Это сложно, и в таких ситуациях всегда возникают шероховатости. Уверен в том, что эти проблемы вскоре разрешатся, а рынок перестроится под новые конфигурации. Этому есть объективные причины. Будем использовать порт Владивосток и примем все меры, чтобы он работал эффективнее. Много положительного в том, что дикая рыба с Дальнего Востока попадала на прилавки в западных регионах нашей страны, чтобы наши сограждане отказались от искусственно выращенной в Европе рыбы и питались нашей. Будем это всячески поддерживать.

О Севморпути

Северный морской путь очень важен не только для развития Дальнего Востока, но и всей страны. Он изменяет картину мира, логистику перевозок на планете Земля в целом. У него есть множество плюсов: экономия времени более чем в два раза, безопасная перевозка грузов, нет никаких пиратов, отсутствуют сложности с прохождением заливов. Есть и минус – непростая ледовая обстановка, но и она постепенно улучшается, количество дней, когда суда могут пройти без дополнительной ледовой проводки, уменьшается. Что касается развития Севморпути, то уже есть понимание, как это делать. Прежде всего, нужно развивать береговую инфраструктуру для бункеровки судов, строить убежища. В ближайшее время будет создана конфигурация действий по этому проекту.

В то же время, не совсем правильно реализовывать проект Севморпути только усилиями нашей страны. Развитие это логистической артерии создает условия для перевозок не только нам, но и нашим соседям по АТР. Поэтому они также должны участвовать в его развитии. Этот вопрос мы также прорабатываем, привлекаем инвестиции. Но есть твердое убеждение, что контрольный пакет, право управлять потоками, должно все же остаться у нас.

О свободном порте Владивосток

Президент поставил задачу создать во Владивостоке режим порто-франко, и мы постараемся все сделать быстро, так как времени раскачиваться нет. До конца января 2015 года конфигурация свободного порта будет подготовлена, дальше будем обсуждать и дорабатывать. Что значит свободный порт? Есть два режима - таможенный и пограничный, скорость их прохождения влияет на грузопотоки. Режим свободного порта позволит сделать процедуры максимально быстрыми, что в будущем позволит в разы увеличить грузооборот. Сейчас мы изучаем успешный опыт наших соседей – Кореи и Сингапура, изучаем опыт прошлого, когда порт Владивосток уже был свободным портом и благодаря этому быстро развивался.