Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Закатать как бревно

27.02.2015

Еще лет десять назад материалами о выявленных фактах таежного браконьерства полным полны были не только «коробушки» оперативников и следователей, но и страницы газет — проблема эта в Приморье стояла остро. Однако потихоньку ажиотаж спадал, стихнув вовсе после сюжета «Темный лес» на телеканале «Россия», в котором краевой чиновник Петр Диюк популярно объяснял, что в лесу «воруют все». С тех пор лес валить в крае так и продолжают, и на «лесной почве» как прежде произрастают большие деньги и крупные темные дела… 

В течение последних двух-трех лет в Приморье расследовались и доводились до суда дела по ст. 260 УК РФ (незаконная рубка леса) в том числе и с многомиллионными суммами ущерба, и по фактам действия организованных групп. Примерами могут служить регулярные сообщения о вынесенных приговорах: так в начале августа 2012 года судом Красноармейского района Приморья вынесен приговор местным жителям, признанным виновными в незаконной рубке леса в составе организованной группы (ч.3 ст.260 УК РФ).

Восемь жителей сел Гоголевка, Вербовка и Крутой Яр еще с 2008 года валили и сбывали лес — в суде им доказали незаконную заготовку 500 м.кб. дуба и ясеня на территории Дальнекутского лесничества Рощинского филиала КГКУ «Приморское лесничество» с ущербом свыше 25 млн рублей. Организаторов судили отдельно в краевом суде — за ними числились дела с ущербом на еще более внушительные суммы. Приговоры — по 2 – 3 года колонии, главарям до 8 лет.

Далее в июне 2013-го Лесозаводский районный суд признал двух приморцев виновными в незаконной рубке и перепродаже леса в Китай. Фабула практически та же — лесничество другое и сумма ущерба составила порядка 10,5 млн рублей. Организатор получил в суде 3 года колонии, его пособник-исполнитель — 2 года условно.

В июне 2014 года осуждена ОПГ «черных лесорубов» из Чугуевского района края: рубка дуба, ясеня, ильма осуществлялась полтора года на территории Самарского лесничества Чугуевского филиала КГКУ «Приморское лесничество». Ущерб свыше 35 млн рублей. По приговору суда члены ОПГ получило от 8 месяцев до 2,5 лет в исправительных колониях.

В конце октября минувшего года под суд пошли лесорубы из Михайловского района края — последние, выявленные сотрудниками ГУ МВД по ДФО до расформирования главка. Им вменялся ущерб в 5 млн. руб. от незаконных рубок ясеня, дуба и липы. Всего же за 9 месяцев прошлого года по фактам незаконных рубок было возбуждено 32 уголовных дела и 15 административных производств.

Эти примеры, отнюдь не претендующие на полноту картины, показывают, что «теневой таежный бизнес» не изжит несмотря на все принятые меры. К которым относятся и новые правила выделения лесных участков только тем предприятиям, у которых имеются свои мощности по переработке древесины, и ограничения на экспорт круглого леса. Но как эти меры работают на практике? Вот совсем свежий пример.

В городе Дальнереченске с 1998 года работает ООО «Приморский лесокомбинат». Фирму эту ненадежной «однодневкой» никак не назовешь: стаж работы на лесном рынке края, репутация, деловые партнерские связи говорят сами за себя. «Приморский лесокомбинат» арендует участки леса по договору с Управлением лесным хозяйством администрации Приморского края с 2008 года. Для заготовки круглого леса привлекает по договорам подряда местных жителей, в частности, фермера Сергея Жежерю и предпринимателя Александра Синявина. И с последним как раз и вышло недоразумение, вылившееся уже в полицейско-следственное разбирательство.

С 39-летним Александром Синявиным известным в местных лесопромышленных кругах под дружеским прозвищем «Синий», у ООО ПЛК был договор на заготовку леса с июля прошлого года, а с 20 января нынешнего заключен новый договор. Которым, в частности, определены деляны лесозаготовок — ведь ООО «Приморский лесокомбинат» несет всю полноту ответственности за арендованный лесной фонд и может быть оштрафовано за каждый лишний пень, прецеденты были. Поэтому предприятие имеет договор и охранной фирмой «Интерлок-Уссури». Сотрудники которой и доложили руководству комбината о фактах нарушения Синявиным границ лесосек.

31 января руководители ООО ПЛК выехали на лесосеки и обнаружили площадку, где стояли вагончики, КАМАЗы-лесовозы и лежал штабелированный лес. Дальше по дороге, где лес рубить никто не должен был, встретили еще два лесовоза, КАМАЗ и Урал, а с ними связной УАЗик. На требование вызвать старшего прибыл бригадир Валерий, работавший по факту с Александром Синявиным, а не Сергеем Жежерей как считали на комбинате. И сообщил, что водители лес возят для Синявина, но не комбинат, а на другую, указанную им площадку. При этом штабелированный лес уже был помечен: синей краской буквой X и оранжевой — буквой L.

Видя столь беспардонное воровство древесины руководство ООО ПЛК решило договор с Александром Синявиным расторгнуть, о чем Александр Николаевич был извещен. Бревна вывезли на площадку ООО «Юнь-Хай», партнеров Приморского лесокомбината, где на переработке древесины работали граждане КНР, а Синявин вывез с лесосеки технику и вагончики заготовителей.

В принципе, можно было ожидать, что Синявин придет на переговоры, чтобы прояснить ситуацию: ведь он считается серьезным бизнесменом, имеет свою фирму ООО «Синлес», трудился директором в ЗАО «Примлеспром», да и в Приморском лесокомбинате работал.

Но тут на территорию лесокомбината нагрянула полиция. Да не простая, а прибывшая из Владивостока, из краевого управления экономической безопасности и противодействию коррупции (УЭБ и ПК) в сопровождении бойцов ОМОН. Эти сотрудники искали бревна помеченные синей буквой Х, имея при себе фотоснимки этих бревен — то есть, лес, незаконно срубленный за пределами делян и предназначенный для отправки не по договору, законному владельцу ООО «Приморский лесокомбинат», а кому-то неизвестному, «налево».

Между тем, в Дальнереченске и за его пределами ни для кого в лесном бизнесе не секрет, что Александр Синявин давно состоит в дружеских отношениях с майором полиции Б., который — надо же какое совпадение! — служит как раз в УЭБ и ПК, «работая по лесу» в бывшей ОРЧ-2. По причине чрезмерного служебного рвения этот сотрудник несколько лет назад даже попадал под уголовное преследование по ст. 285 УК РФ (злоупотребление полномочиями), но осужден не был, и продолжил службу, пресекая незаконные рубки леса в разных районах края. И уж кому как не такому опытному оперу знать закон и порядок действий полиции при выявлении фактов незаконных рубок древесины? Но полиция ходатайствует перед прокуратурой об истребовании у ООО «Приморский лесокомбинат» документов на аренду лесных участков и фактически ведет проверку не в отношении Александра Синявина с его «бригадой», а в отношении фирмы, у которой лес с арендованных участков воровали.

Естественно, руководству ООО «Приморский лесокомбинат» ничего не оставалось, как в свою очередь обращаться с заявлениями в УМВД по ПК и СК России по ПК, по фактам и выявленных незаконных рубок, и странного поведения сотрудников УЭБ и ПК УМВД по Приморскому краю. И теперь в истории будут разбираться оба ведомства, каждое в пределах своей компетенции: полиция — по незаконным рубкам, а СКР — по действиям самой полиции.

Потому, что на мой субъективный взгляд стороннего наблюдателя, действия сотрудников УЭБ и ПК напоминают не борьбу с экономическими преступлениями и противодействие коррупции, а именно «наезд» с целью «закошмарить» предприятие. Мало ли, что у ООО ПЛК есть производственные мощности и законные договора аренды лесных участков, а у Александра Синявина — два КамАЗа и те зарегистрированы на маму-пенсионерку — тут важнее у кого «крыша круче». То есть, те самые коррупционные связи, которым полиция должна противодействовать, борясь с лесным воровством…

Но в ходе подготовки этого материала в ООО «Приморский лесокомбинат» произошли новые события. Как сообщило УМВД России по Приморскому краю, «…восемь членов банды "черных лесорубов", возглавляемой уроженцем Таджикистана арестованы, а в их домах произведены обыски… Изъяты тракторы, бензопилы, карабин, охотничье ружье, патроны, денежные средства в сумме 750 тысяч рублей, 2,6 тысячи долларов США, автомобиль, чековые книжки, ювелирные изделия. В отношении подозреваемых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Членам группы предъявлено обвинение…»

Под «главарем из Таджикистана» подразумевается некто Екуб Фозилов — супруг Елены Фозиловой, дочери учредителя, экс-директора ООО «Приморский лесокомбинат», которая возглавляет отцовское предприятие. Фозило не гастарбайтер, он давно живет в Приморье, владеет здесь бизнесом и имеет самое непосредственное отношение к работе семейного лесоперерабатывающего предприятия. И незаконные рубки леса обнаружил сам Фозилов со своими сотрудниками. На видеозаписи, сделанной с помощью мобильного телефона на незаконной лесосеке, видно, как мужчина оправдывается перед Екубом Фозиловым и его помощником, утверждая, что он всего лишь работяга-исполнитель, работает «на Синего» (прозвище Александра Синявина) и что ему, работяге, сказали, что Фозилов «в курсе». Но Фозилов, судя по изобилию нецензурной лексики, явно не в курсе, сообщает, что не будет прикрывать их, и даст охране команду не выпускать машины с лесом, которые идут не на склад лесокомбината, а «в город» (т.е. во Владивосток), требует вызвать к нему Синявина. Но как на самом деле разворачивались события — известно: фактический совладелец лесокомбината, арендующего лесной фонд — в СИЗО, а организаторы самовольных рубок — на свободе и под «защитой» сотрудников отдела экономической безопасности и противодействия коррупции. Именно поэтому данное достижение стражей закона вызывает лично у меня обоснованные сомнения в их непредвзятости.

Виктор БУЛАВИНЦЕВ.