Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Жулики и дороги

08.05.2014

Владивосток переживает целую череду визитов высокопоставленных гостей. Или, судя по их уверенному поведению, хозяев складывающейся в регионе ситуации. Пять дней в Приморье «наводил шороху» вице-премьер - полномочный представитель президента России в Дальневосточном федеральном округе Юрий ТРУТНЕВ. Под занавес его визита прибыли глава МЧС России Владимир ПУЧКОВ и руководитель федерального агентства по рыболовству Илья ШЕСТАКОВ. Ожидающийся приезд премьер-министра Дмитрия МЕДВЕДЕВА вряд ли принесет новые сенсации, точки над «i» уже расставил его заместитель, но он еще раз жирно подчеркивает значимость далекой приморской окраины для Москвы.

С корабля на остров

Во Владивостоке Юрий Трутнев по большей части говорил о будущем Приморья. Не в плане «хорошо бы устроить так, чтобы всем было замечательно», а четко, по-деловому, обозначая перспективы, ставя конкретные задачи. На совещаниях речь шла об острове Русском, городских агломерациях, территориях опережающего развития (ТОРы), рыбохозяйственном комплексе, совершенствовании транспортной и портовой инфраструктуры. О том, что нужно сделать и что этому очень сильно мешает.

- У острова Русский есть все возможности для того, чтобы стать одним из самых замечательных мест в мире, - заявил полпред. - Созданная на острове инфраструктура и построенный федеральный университет - лишь начало большого проекта. Русский станет первой территорией опережающего развития. Задача - создать  максимально благоприятные и конкурентные условия для ведения бизнеса. Это инструмент, который позволит обеспечить региону динамичное развитие.

ТОРы, похоже, видятся той последней спасательной соломинкой, которая поможет не только удержать население Дальнего Востока на месте, но и потихоньку развернуть миграционные потоки с Запада на Восток России. Пока статистика более чем тревожная: численность постоянных жителей ДФО с более чем 8 миллионов человек в 1991 году упала до 6 2 миллионов к началу 2014 года. И обратный отсчет пока не просматривается. Реформаторы времен Бориса Ельцина вынашивали много идей, в том числе свободных экономических зон - в Находке, Владивостоке, чуть ли не во всем Приморье порто-франко устроить, но все разговорами и заканчивалось. А под них - масштабным разворовыванием государственных средств.

Сегодня потоки бюджетных денег в регион куда более впечатляющие, не ручейки - реки. Плюс колоссальные ресурсы, которые при катастрофически низкой плотности населения, особо некому осваивать. И озабоченность правительства состоянием дел, в том числе, в Приморье вполне понятна.

Во что в итоге выльется задумка территорий опережающего развития, покажет ближайшее время. Скептики, конечно, кривятся, их можно понять, если оглядываться на прошлое. Но под ТОРЫ уже устроены несколько госкорпораций. ОАО «Дальний Восток», которое ответит за создание и управление территориями опережающего развития. АНО «Агентство по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Дальнего Востока». «Агентство по развитию человеческого капитала», которое должно обеспечить инвесторов необходимыми кадрами, в том числе за счёт обучения и привлечения новых жителей в ДФО. ОАО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона» - его задача -  финансирование инфраструктуры и проектов ТОР со 100-процентным участием Российской Федерации.

Город на вырост

Еще одно совещание, уже о будущем столицы Приморья, напомнило о другой красивой задумке перестроечных времен - проекте «Большой Владивосток». По крайне мере, так видится идея создания агломераций в регионе губернатора Приморья Владимира Миклушевского. Этакого большого урбанистического «завтра» - компактного скопления населенных пунктов, многокомпонентной динамической системы с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями.

Примечательно, что в данном контексте обсуждается не только Владивосток, но и Уссурийск с Находкой. Власти Приморья почему-то особый акцент делают на том, что формировать их станут, среди прочего, за счет предоставления земельных участков многодетным семьям, семьям с двумя детьми и молодым семьям. Вряд ли это главная «изюминка». Все-таки все три центра будущих агломераций - это мощные транспортные узлы, земля, порты, финансовые ресурсы. А туда, где все это пустят в рост, где появится новая работа и стабильная зарплата, люди и без земельных наделов, поедут.

Кстати, как-то так совпало, что практически одновременно с совещанием по агломерациям, активизировались разговоры о прекращении полномочий действующих мэров Уссурийска и Находки уже этим летом. За несколько месяцев до выборов, которые может отменить Госдума - соответствующий проект по изменению принципов формирования муниципальной власти в России рассматривается прямо-таки пожарными темпами. Более того, день в день с совещанием следственный комитет заявил о возбуждении уголовного дела по факту халатности в отношении уссурийского главы Сергея Рудицы. Его подозревают в причинении многомиллионного ущерба городской казне. Впрочем, подобное для Приморья - не откровение. Вспомнить хотя бы, как незадолго до саммита АТЭС-2012 года «отправили на повышение» внешне благополучного губернатора Сергея Дарькина, сменив его на столичного назначенца Владимира Миклушевского. Ничего личного: большие деньги, серьёзные ресурсы - за ними нужен серьезный присмотр.

Понятное дело, Владивосток в этом плане занимает особое место. Юрий Трутнев не устает подчеркивать, что вопрос создания в регионе территорий опережающего развития нераздельно связан с развитием Владивостока.

- Нам всем вместе, с губернатором и главой города нужно понять, как построить  совместную работу так, чтобы город рос, а качество жизни людей улучшалось, - поясняет полпред.

Одним из ключевых моментов совещания стал проект строительства владивостокской кольцевой автодороги (ВКАД). Его реализация, по мнению вице-премьера, также может «значительно улучшить качество жизни горожан и гостей Владивостока». Правда, сладкий для местных чиновников позитив этот оказался с горчинкой.

- Как идея мне предложение понравилось. Учитывая, что Владивосток находится на полуострове, одна дорога - это не очень удобно, - сказал Юрий Трутнев, отметив, что над проектом ВКАД предстоит большая совместная работа всех уровней власти, - Необходимо сделать четкий расчет затрат, сроков и этапов строительства, просчитать период окупаемости и экономический эффект, начать переговоры с инвесторами. Мы сегодня договорились, что город вместе с краем подготовит проект экономически, и если все сойдется, я с удовольствием буду его поддерживать.

Представлявший проект глава Владивостока Игорь Пушкарев среди преимуществ ВКАД назвал то, что с ее появлением основные магистрали города разгрузятся, время поездки от Маяка до Седанки составит всего около 22 минут. А порядка 1 000 грузовиков, которые ежедневно приезжают и выезжают из торгового порта, пойдут за город в объезд, тем самым не затрудняя движение в центре.

По итогу собравшиеся резюмировали, что развитая транспортная инфраструктура сделает Владивосток более привлекательным для иностранных инвестиций. Порты столицы Приморья станут доступней для бизнесменов из Азии, занимающихся грузоперевозками. А Владивосток вырастет в крупнейший международный транспортный коридор между Азией и Россией.

Рыбный день

В более широком смысле о развитии транспортной и портовой инфраструктуры Приморского края говорили на отдельном совещании. Деловая активность, инвестиции, совместные предприятия, по Транссибу - в Европу... И раз - все упирается в административные барьеры скорость таможенных процедур. Юрий Трутнев справедливо полагает, что дальше так жить нельзя.

- Приморские порты должны быть конкурентоспособны, а процедуры в них - проходить настолько же быстро и качественно, как в портах стран-соседей, - заявил полпред. - Мы должны убрать с границы те органы, без которых там можно обойтись. Это Роспотребнадзор, Россельхознадзор. Есть соответствующее поручение президента, которое должно быть выполнено в месячный срок.

Его поддержал губернатор Владимир Миклушевский, который также говорил о необходимости совершенствования таможенных и административных процедур.

- Нужно максимально передать все виды контроля таможне, кроме пограничного. То есть, по сути, оставить на границе два вида контроля - пограничный и таможенный, - считает глава региона.

Надизирающие-проверяющие - головная боль не только портовиков. Для рыбной отрасли они стали настоящей гирей на ногах утопающего. Шансы выплыть почти нулевые, одна надежда, что глубина водоема проблем позволит хоть как-то дышать. В ходе совещания по этому поводу, на которое из Москвы специально прилетел глава Росрыболовства, Юрий Трутнев заговорил о жуликах в контролирующих органах. Полпред возмутился огромным количеством проверок - по 50 на одно предприятие. И удивился, как в таких условиях они вообще выживают. Судя по настрою вице-премьера, систему будут срочно менять. И спрос за точность и быстроту реформ будет жесткий. Однако федералы не так спешат с выводами, резюмируя, что у того же Россельхознадзора скорость оформления в разы выше, чем у ФТС, а, например, устранение из цепочки погранконтроля автонадзора тут же повлекло грандиозные пробки на пропускных пунктах. Поэтому вопрос стоит о создании окружных главков надзорных и контрольных ведомств, а не их упразднении. И то, что в столице наконец отправился по инстанциям документ об электронном документообороте Минсельхоза, говорит в пользу именно таких решений.

Другая важная составляющая - условия для развития переработки улова на российском берегу.

- Надо строить соответствующие предприятия, содействовать им в получении финансовых ресурсов, - поставил задачу Юрий Трутнев. - Однако, создавая преференции для новых производств, мы можем серьезно ударить по конкурентоспособности уже существующих. Необходимо создавать территории опережающего развития по-умному - не только помогать новому, но и не мешать развиваться тем областям отрасли, которые работают сегодня.

В ходе визита полпреда стало также известно, что в Приморье предложено переехать из Москвы компаниям «Русгидро», «Транснефть» и «Росгеология». Они реализуют в регионе масштабные проекты, и физическое присутствие руководящих офисов здесь вполне логично. Пока дано время подумать, но окончательное решение вполне очевидно. А куда деваться? - Ускоренное развитие Дальнего Востока объявлено приоритетным направлением государственной политики. Полпред Юрий Трутнев не устает напоминать об этом тем, кто еще в чем-то сомневается.

Олег ЯКУНИН