Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Приморье множит «летучих голландцев»

05.03.2014

В Приморье появился очередной «летучий голландец» – прогулочное моторное судно, принадлежащее краевой администрации. У судна нет названия, порядкового номера, отсутствуют обязательные данные Морского регистра.

Куда уплывают морские суда из краевой собственности?

Роскошная яхта, напомним, появилась во Владивостоке накануне саммита АТЭС-2012 для экскурсий глав государств Азиатско-Тихоокеанского региона и была передана краевым властям для дальнейшей эксплуатации. Сейчас это «неопознанное», но роскошное судно отправляют на капитальный ремонт в южный город-порт Гаосюн на Тайване.

Корабли-призраки имеют приморские корни

Последнюю пару лет самым известным кораблем-призраком с приморскими корнями было советское/российское круизное судно «Любовь Орлова» (некогда с портом приписки во Владивостоке), почти четверть века работавшее в составе пассажирского флота Дальневосточного морского пароходства. Этот теплоход его новые владельцы планировали из Канады отправить на гвозди в Доминиканскую Республику, но буксиры в шторм оборвались. Сейчас «актриса» без единого человека на борту, предоставленная волнам и ветрам, дрейфует в Атлантическом океане и в настоящее время приближается к берегам Ирландии.

Вторым «летучим голландцем» стал ровно год назад еще один «популярный советский актер» – пассажирский теплоход «Георг Отс». Судно так же, как и прогулочный катер, появилось во Владивостоке накануне саммита АТЭС на острове Русском (его перегнали с Балтики по Севморпути в бухту Золотой Рог). На его борту у причальной стенки Морского вокзала Владивостока жили сотрудники российских спецслужб, обеспечивавшие безопасность гостей и участников международного форума. Перед саммитом пассажирский паром за 60 миллионов рублей из краевого бюджета отремонтировали на СРЗ в Славянке. Еще 140 миллионов из казны края было выделено на дальнейшее содержание и успешно освоено. В начале марта прошлого года теплоход, находящийся в собственности субъекта России, вышел из территориальных вод Российской Федерации… и как в воду канул.

Даже если «лихие люди» его под шумок отправили на гвозди, то они неплохо заработали на имуществе государства. Но тут, скорее, поступили иначе: поменяли название, данные Морского регистра и оборудование связи для передачи данных о местонахождении. Сейчас где-нибудь в банановой республике «мистер икс» перевозит пассажиров, а отдавшие в наем или продавшие «Георга Отса» радостно потирают руки – как классно они надули всю страну и весь край.

Печальная судьба наших судов на Тайване

Но вернемся к комфортабельной яхте, которую хотят отремонтировать из средств краевого бюджета подальше от судоремонтных заводов Владивостока и Приморья.

По документам она всплывает только по линии хозяйственного управления краевой администрации. Как уже писал «В», эта служба выделила 10 миллионов рублей, включая агентские расходы «за беспокойство», чтобы неопознанное судно перевезли на борту сухогруза на далекий Тайвань.

Неискушенный читатель может заявить, что яхты не существует в природе. Что предприимчивые дельцы хотят за реальные деньги виртуально перевезти «воздух», а вырученные средства присвоить. «В» с таким мнением категорически не согласен. Только совершенно не искушенные или отмороженные чиновники могут планировать, как одним разом обмануть государство и надзорные органы, население Приморья и краевой бюджет.

Здесь все сложнее. Между Российской Федерацией и Китайской Республикой отсутствуют дипломатические отношения в традиционно-правовом русле – Россия признает Тайвань в качестве неотъемлемой части Китайской Народной Республики и не имеет с островом официальных межгосударственных отношений. Консульские и визовые услуги осуществляют представительства Московско-Тайбэйской координационной комиссии по экономическому и культурному сотрудничеству с неофициальным и неправительственным статусом.

Соответственно, трудно попасть на остров для выяснения, ведутся ли там ремонтные работы, какова сложность поломок или разрушений, сколько нужно денег на починку. Это же кладезь для «эффективного освоения» бюджетных средств. А потом за такие же 10 миллионов рублей яхту вернут во Владивосток, чтобы ее для своих нужд использовали чиновники высокого ранга и их гости.

Своим мнением с читателями «В» поделился заместитель председателя комитета по бюджетно-налоговой политике и финансовым ресурсам Законодательного собрания края, депутат от фракции КПРФ Владимир Беспалов.

– В Приморье назревает очередной скандал в череде многих, связанный с бюджетными тратами. Хозуправление является черной дырой, которое не расшифровывает свои статьи расходов. На что и как тратятся народные деньги, совершенно непонятно не только для населения края, но и для депутатского корпуса. Несколько депутатов ЗС ПК уже подготовили официальный запрос в прокуратуру края по поводу необоснованной покупки дорогостоящих вертолетов американского производства. Думаю, что следующий запрос должен касаться выяснения судьбы не менее дорогого пропавшего теплохода «Георг Отс», который бесследно исчез после саммита АТЭС. Теперь вот эта непонятная прогулочная яхта. И если она еще на берегу во Владивостоке, то пусть правоохранительные органы ее проверят. Пока есть что проверять. А то ведь тоже вслед за пассажирским паромом пропадет и превратится в очередной «летучий голландец».

Справка «В»

«Летучий голландец»— легендарный парусный корабль-призрак, который не может пристать к берегу и обречен вечно бороздить моря. Обычно люди наблюдают такой корабль издалека, иногда в окружении светящегося ореола. Согласно легенде, когда «Летучий голландец» встречается с другим судном, его команда пытается передать на берег послания людям, которых давно уже нет в живых. В морских поверьях встреча с «Летучим голландцем» считается плохим предзнаменованием.

У тайваньского порта Гаосюн трагическая слава и печальные ассоциации в среде наших моряков. Ровно 60 лет назад ВМФ Тайваня захватил в плен экипаж советского танкера «Туапсе», который следовал из Одессы в Шанхай, а само судно силой привели в Гаосюн. Моряки более 13 месяцев провели в застенках местной тюрьмы и подвергались пыткам. Теплоход и весь груз керосина островные власти оставили себе.

Автор : Николай КУТЕНКИХ

Газета "Владивосток"