Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Бюджетное харакири: опасна ли рыба и пляжи после сброса воды с АЭС «Фукусима-1»

30.08.2023

Япония приступила к сбросу в Тихий океан воды, которая использовалась для охлаждения реакторов аварийной АЭС «Фукусима-1» в 2011 году. МАГАТЭ одобрило такое решение. Очищенную воду сбрасывают через подводный тоннель, при этом каждую тонну разбавляют 1,2 тыс. т чистой морской воды. Россия и Китай направили Японии свои претензии. В магазинах КНР покупатели массово затовариваются солью, поскольку боятся, что дальше морская соль будет радиоактивной. В Южной Корее идут протесты. Гонконг от импорта морепродуктов из Японии отказался. Насколько опасна фукусимская вода — «Известия» разбирались вместе со специалистами.

Хранить нельзя сбросить

Радиационная авария на АЭС «Фукусима-1» имела максимальный, 7-й уровень по Международной шкале ядерных событий (INES). Воду, которую использовали для охлаждения реакторов в 2011 году, после очистки хранили в резервуарах. Сейчас они заполнены почти на 90%. В связи с этим власти Японии решили сбросить очищенную воду, несмотря на энергичные возражения со стороны мирового сообщества.

— Опасаться нечего: сброс фукусимской воды никак не ударит по рыболовству России, Китая, Южной Кореи и курортам на дальневосточном побережье, — заявил «Известиям» экс-министр РФ по атомной энергии, научный руководитель Научно-исследовательского и конструкторского института энерготехники им. Н.А. Доллежаля Евгений Адамов. — Систематический сброс похожей по содержанию изотопов воды ведется и около мыса Ла-Аг во Франции с предприятия по переработке ОЯТ (отработанное ядерное топливо. — Ред.), при этом многие годы подтверждают его безопасность.

Перед началом сброса воды предварительно японской стороной рассматривались варианты как дальнейшего накопления воды в новых хранилищах за пределами площадки АЭС, так и другие способы ее утилизации, например принудительное выпаривание. В итоге после тщательного анализа вариант очистки загрязненной воды с последующим разбавлением и контролируемым сбросом в океан был выбран как наиболее предсказуемый и экологичный из всех рассмотренных, рассказал заведующий отделением развития систем аварийной готовности и реагирования (ИБРАЭ РАН) Сергей Красноперов. Такой путь является и наиболее технически реализуемым, что снижает риски возможных ошибок и нештатных ситуаций в ходе долгосрочного проведения данной процедуры, добавил он.

— Не стоит также забывать, что само по себе затягивание хранения еще неочищенной воды на площадке АЭС также несет экологические риски, последствия которых могут превышать последствия контролируемого сброса воды в океан, — акцентирует внимание специалист.

Проведенные японской и российской стороной исследования показали, что сброс очищенной воды в тех объемах и с теми концентрациями трития, которые запланированы (до 1500 Бк/л — это в 40 раз ниже международной нормы для «технической воды» и в 5–7 раз ниже нормативов, принятых для питьевой воды), не превысят допустимые уровни в воде уже на расстоянии более 3 км от точки сброса. Это значит, что сброс никаким образом не окажет влияние на окружающую среду, уверяют в ИБРАЭ РАН.

— Объективно объемы сбрасываемого трития слишком малы с учетом его разбавления, чтобы представлять угрозу водным организмам и тем более человеку, — утверждает Сергей Красноперов. — Последние измерения демонстрируют, что после начала сбросов тритий не был обнаружен в акватории АЭС.

По словам специалистов, для человека важна не скорость выведения радионуклида из организма, а его радиационное воздействие на организм в комплексе, которое учитывается специальными расчетными (дозовыми) коэффициентами. В этом плане радиационное воздействие трития на человека значительно меньше (в 300 раз), чем, например, радиоизотопов цезия, которые часто принимают во внимание при анализе последствий радиационных аварий.

Есть ли альтернативы сбросу

Был ли у Японии другой выход: имелись ли иные варианты, помимо сброса в океан воды с АЭС «Фукусима-1»? Японии предлагались различные пути решения проблемы. Директор АНО «Атоминфо-центр» Александр Уваров подтвердил, что, в частности, есть методики очистки воды от трития путем выпаривания. Причем, как считает ряд специалистов, такой способ оказывает меньшее воздействие на океан и соседние страны по сравнению со сливом воды в океан. Кроме того, уверен эксперт, Япония могла бы продолжать хранить загрязненную тритием воду в баках, как она это делала до начала слива воды.

— Основной причиной, почему был выбран подход со сливом воды, является экономика, — говорит Александр Уваров. — Японская сторона сочла, что слить воду — самый дешевый из всех возможных вариантов.

Справка «Известий»

По данным АНО «Атоминфо-центр», загрязненная вода с японской АЭС «Фукусима-1» содержит более 60 радионуклидов, включая 58 продуктов деления и шесть продуктов активации, а также такие основные нуклиды, как H-3, C-14, Cs-134, Cs-137, Co-60, Mn-54, Sb-125, Ru-106, Sr-90, Tc-99, I-129 и Rh-106. Их концентрации, за исключением трития, малы, но они есть.

Профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Михаил Аким отмечает, что, по данным разных источников, японское правительство рассматривало разные варианты — например, такие как выброс воды в воздух в виде пара или закачивание ее глубоко под землю.

— Однако, по свидетельствам экспертов, некоторые жизнеспособные альтернативы, такие как длительное хранение в более прочных резервуарах до тех пор, пока естественный радиоактивный распад не снизит концентрацию до очень низкого уровня (50–100 лет), не были серьезно оценены, — говорит Михаил Аким. — Указывалось на отсутствие полной инвентаризации того, какие радиоактивные элементы остались в резервуарах.

По словам Александра Уварова, «у японской стороны готовности к конструктивному диалогу сейчас практически нет, а ее ответы на совместные вопросы Китая и России зачастую неполны или вообще не относятся к делу».

— Поэтому сейчас для России важно добиться возможности независимого контроля за процессом слива воды непосредственно на площадке АЭС «Фукусима-1», — отмечает Александр Уваров. — Присутствия экспертов МАГАТЭ, на которое постоянно ссылается Япония, категорически недостаточно, так как их мандат ограничен.

«Известия» направили запрос в МАГАТЭ и пресс-службу кабинета министров Японии.

Не дожидаясь землетрясений

Главный научный сотрудник ФГБУ «УралНИИ «Экология», председатель НТС РЭО (Российский экологический оператор) Александр Соловьянов разъясняет, что избежать образования радиоактивных вод при операциях с радиоактивными материалами в принципе невозможно. Они всегда образуются, например, при регламентных работах на ядерных реакторах.

— И, несмотря ни на что, в ситуации с «Фукусимой-1» избранную технологию можно считать наиболее целесообразной, если, конечно, всё будет происходить так, как это описано в японских документах, — заметил Александр Соловьянов.

Член-корреспондент РАН, почетный работник охраны природы РФ Аркадий Тишков убежден: Японии только так можно, не дожидаясь новых землетрясений, контролируемо избавиться от 1,3 млн т загрязненной радионуклидами воды из тысяч не очень надежных емкостей.

— И хотя тритий как наиболее биологически опасный компонент сбросных вод разбавляется перед сбросом, его концентрация падает почти в 40 раз, опасность загрязнения тритием и другими остаточными изотопами с длительным периодом полураспада всё же сохраняется, — признает ученый.

Что науке известно об этом веществе? Во-первых, тритиевая вода в небольших количествах присутствует в природных водах, на которых не было техногенного воздействия, то есть она образуется естественным путем под действием природных факторов. Следовательно, от нее невозможно избавиться в принципе. Во-вторых, она поступает и будет поступать в поверхностные воды в результате деятельности человека, связанной с использованием энергии атомного ядра. В-третьих, проводимые разными группами ученых исследования показали, что тритиевая вода не накапливается в организме человека и других живых организмов, хотя о последнем утверждении споры продолжаются.

— После искусственного введения такой воды в организм она уходит из него в течение трех дней по крайней мере на 90%, — заверил «Известия» Александр Соловьянов. — Наконец, наблюдения, которые проводились в одном из водоемов Чернобыля, где содержание тритиевой воды было во много раз выше того, что будет в районе сброса вод с «Фукусимы-1», показали практически полное отсутствие каких-либо изменений в водной экосистеме. Поэтому с этой стороны опасений быть не должно.

Завлабораторией радиоэкологии ИБРАЭ РАН Сергей Панченко согласен с тем, что тритий действительно достаточно быстро выводится из организма.

— Японский тритий не увеличит его количество в нашем организме в пределах погрешности оценки, — отметил он.

Эксперт Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС Мария Гирич добавляет, что японцы планируют сброс воды, где содержание трития в семь раз меньше, чем рекомендовано ВОЗ для питьевой воды. Более того, утверждает она, некоторые работающие атомные электростанции в северной части Тихого океана (в Китае, Южной Корее и Тайване), которые расположены на прибрежных территориях, могут выбрасывать гораздо больше трития. Например, АЭС «Кори» в Южной Корее сбросила 91 ТБк в 2019 году, что более чем в четыре раза превышает запланированный выброс на «Фукусиме».

В Минздраве на вопрос «Известий» не ответили.

Рыба по-фукусимски

По данным Росрыболовства, РФ на сегодня успела сократить импорт японской рыбной продукции не целиком, а на 93%. При этом у Росрыболовства сброс воды, использованной для охлаждения реакторов АЭС «Фукусима-1», опасений пока что не вызывает. Дело в том, что в настоящее время промысел в районе, в котором осуществляется сброс воды, российскими судами не ведется, рассказали «Известиям» в ведомстве.

Как стало известно, глава Росрыболовства Илья Шестаков уже поручил Всероссийскому НИИ рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО) провести комплексные мониторинговые исследования, чтобы оценить состояние водных биологических ресурсов в зоне распространения технической воды, сброшенной с «Фукусимы-1».

Экспедиция позволит убедиться в безопасности акватории Южно-Курильского района, а также отсутствии рисков для осуществления промысла дальневосточными рыбаками. Для выполнения наблюдения создана научная группа, которая выходит в рейс на научно-исследовательском судне Тихоокеанского филиала института.

Вместе с тем член-корреспондент РАН, почетный работник охраны природы РФ Аркадий Тишков предполагает, что на рыболовство сброс воды всё-таки незначительно, но повлияет. Другое дело, что течения и сам глубоководный придонный сброс разбавленных вод снижает риски собственно для массовых промысловых видов.

— Что касается акватории Сахалина, Курил и Камчатки, то сейчас реальных угроз загрязнения нет, — говорит специалист. — Хотя перспективы концентрации изотопов в биологических объектах — планктоне, бентосе, рыбе — всё же сохраняются. Успокаивает, правда, что сброс растянется на десятилетия. РФ важно на внешнеэкономическом уровне избавить российский рынок от зараженной продукции. А свой импорт морской продукции избавить от давления по экологическим критериям — например, от потерь объемов и доходов от продаж дальневосточной рыбной продукции за рубеж.

В свою очередь, Сергей Красноперов полагает, что контролируемый сброс очищенной воды с АЭС «Фукусима-1» не окажет влияния на экологическую обстановку в акватории Российской Федерации и не затронет курорты и фермерские хозяйства. Он уточняет, что если экологическая обстановка не будет соответствовать ожиданиям, то процедура сброса может быть приостановлена под давлением МАГАТЭ.

— И всё же очень непрост вопрос о влиянии действий Японии по сбросу вод «Фукусимы-1» на рыболовство, — оговаривается Александр Соловьянов. — Можно предполагать, что в ближайшее время эта во многом, впрочем, надуманная ситуация приведет к снижению потребления морепродуктов, которые будут добываться в этом регионе. Также возможно появление недобросовестных конкурентов, которые будут играть на нервах населения и будоражить рынок.

Мария Гирич отмечает, что сейчас важно объединить научные усилия и государственное финансирование для разработки новых современных способов нейтрализации отходов. Что касается действий на территории России — важно мониторить качество воды и морских продуктов в течение длительного времени и выносить любые выявленные отклонения на международное обсуждение, заключает специалистка.

"Известия"