Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Чемпионские выловы прошлых лет подорвали численность лосося Дальнего Востока – эколог

25.07.2013

"Чемпионские" выловы прошлых лет, а также нежелание чиновников и отраслевой науки ограничивать аппетиты рыбопромышленников, подорвали численность тихоокеанского лосося на Дальнем Востоке РФ. Тревожным сигналом этого могут стать итоги уже нынешней "красной" путины. Лососевые же рыбоводные заводы, особенно многочисленные на Сахалине, из-за своей низкой эффективности не способны сохранить популяцию на прежнем уровне. Такое мнение в беседе с корр. РИА PrimaMedia высказал руководитель общественной организации "Экологическая вахта Сахалина" Дмитрий Лисицын.

 - Если говорить о Сахалине, то здесь к низким возвратам лососевых приводит дефицит производителей на нерестилищах, наблюдаемый годом ранее. В 2012 году скат дикой молоди во всех районах, кроме северо-востока острова, был самым низким за всю историю наблюдений. Для примера: в залив Анива скатилось 28 млн мальков, тогда как для хорошего возврата горбуши скат должен быть на уровне 350 млн штук. При такой диспропорции глупо ждать обильных подходов лососевых в этом году, - отметил эколог.

По словам собеседника агентства, результаты исследований в Сахалинской области не принимаются во внимание чиновниками и представителями официальной отраслевой науки, поэтому количество лососей-производителей сокращается с каждым годом.

 - Первая причина дефицита производителей в сахалинских реках – регулярные перевыловы горбуши рыбодобытчиками, возросшая промысловая нагрузка на популяцию. Если сказать грубо, то нельзя хапать бесконечно. В тех же реках залива Анива в прошлом году было зафиксировано всего 2-2,5 млн производителей, что и привело к мизерному скату молоди. А для нормального ската – 350 млн штук – необходимо 4 – 4,5 млн лососей-производителей, здесь природа действует по принципу геометрической прогрессии. Самые важные нерестовые реки Сахалина – Поронай, Найба, Лютога – из года в год пустеют, и, тем не менее, в устье Найбы продолжают выставляться неводы, которые перехватывают рыбу, идущую на нерест, - комментирует ситуацию Дмитрий Лисицын.

Вторым фактором, подрывающим популяцию лососей на Сахалине, эколог назвал браконьерство, которое, по его мнению, приняло уже масштаб регионального бедствия.

 - Ни для кого не секрет, что браконьерством люди зарабатывают на машины и квартиры в течение всего одной путины. В то же время государство практически не противостоит этому, за 2011 – 2013 годы количество инспекторов рыбоохраны на острове уменьшилось вдвое. Притом что у оставшихся совершенно смешная зарплата в 20 – 25 тысяч рублей при средней зарплате по региону в 43 тысячи. Естественно, что никто за такие деньги не будет выполнять эту тяжелую и подчас опасную работу, а ведь сотрудникам еще и семьи кормить надо, -  отметил Лисицын.

Между тем лососевые рыбоводные заводы (ЛРЗ), несколько десятков которых находится на Сахалине и Курилах, неэффективны для поддержания популяции лососей, считает руководитель "Эковахты Сахалина".

 - Приносимая ими польза популяции совершенно неадекватна тем усилиям и затратам, которые идут на их строительство и функционирование. На сегодняшний день все оценки эффективности ЛРЗ носят умозрительный характер. Точные и объективные методы измерения – термомечение рыбы - стали применяться совсем недавно, - сообщил Лисицын.

Основным критерием деятельности ЛРЗ считается коэффициент возврата – то есть какое количество мальков из выпущенных заводом через год вернулось в ту же реку на нерест. Как сообщил эколог, при "диком" нересте этот коэффициент находится в пределах 3% - 7%. Те же показатели озвучиваются и для рыбоводных заводов, чего в принципе не может быть.

 - Заводской малек априори слабее своего дикого собрата. Очень трудно создать искусственно такие же условия, как в природе. Кроме того, очень часто при рыборазведении практикуются перевозки икры из одного бассейна в другой. А у лососей генетически заложены механизмы адаптации именно к той среде, где они появились на свет в виде икринок, - пояснил руководитель "Экологической вахты Сахалина" Дмитрий Лисицын.

Как ранее сообщало агентство, лососевая путина на Камчатке уже разочаровала рыбопромышленников – из заявленных ранее (с учетом прогнозов отраслевой науки) 150 тысяч тонн на сегодняшний день "освоена" едва лишь треть. Неутешительные подходы лососей уже спровоцировали разговоры о "финансовых потерях" рыбодобывающего бизнеса, а также вполне реальный рост розничных цен на красную икру.

Невысоки прогнозы и на Сахалине, который традиционно дает около 40% всего лосося Дальнего Востока. В островном регионе также отмечен беспрецедентный рост цен на икру – в среднем на 70%.

Отметим, что на фоне "икорного ажиотажа" собственно угрожающее снижение численности дикого стада тихоокеанского лосося не стало "темой номер один" ни для отраслевой науки, ни для рыбодобытчиков, которые, разумеется, предпочитают надеяться на то, что "большая рыба придет, надо только подождать".

Вместе с тем для независимых экспертов общая картина выглядит несколько иначе. Сложившаяся в "лососевых регионах" ДВ практика эксплуатации рыбного ресурса подрывает сам механизм воспроизводства популяции.

"Все побережье острова (Сахалина – ред.) покрыто сплошной полосой рыбопромысловых участков, и количество неводов на этих участках растёт на протяжении всех последних лет. Кроме того, особую тревогу вызывает использование в лове лосося рыбопромысловых участков (РПУ) в устьях сахалинских рек. Ранее такие участки создавались только в море, и лосось мог свободно проходить по рекам на нерест. Появление загородок в реках полностью изменило ситуацию, нерестилища стали пустеть. Парадоксально, но фактически браконьерством стали заниматься и рыборазводные заводы, которые, как правило, вылавливают в разы больше лосося, чем выпускают в реки мальков", - отмечал в феврале этого года эксперт Института региональных проблем Иван Осипов.

Вместе с тем, как отмечали ранее участники внеочередного съезда "Союза рыбаков Сахалинской области", лососевые рыбоводные заводы на Сахалине стали "прикрытием" для хищнического лова анадромных рыб. При этом доступ к построенным на федеральные бюджетные средства предприятиям получают лишь четыре-пять компаний, монополизирующих отрасль, в 2012 году по решению чиновников к промыслу кеты были допущены только те компании, которых арендуют лососевые рыбоводные заводы.

По мнению рыбаков, крупные компании – такие, как ЗАО "Гидрострой", 100% акций которого принадлежит сенатору от Сахалина Александру Верховскому  – без стеснения используют для монополизации отрасли в регионе свой лоббистский потенциал и административный ресурс.

Согласно письму губернатору Сахалинской области, направленному еще в мае 2012 года, накануне путины, идея "выдавить" из рыбного бизнеса региона компании, не получившие доступ к рыбоводным заводам, принадлежала именно "рыбным королям" - ЗАО "Гидрострой", ЗАО "Пеленга", ЗАО "Сахалинлизингфлот" и ряду других.

Также, как ранее сообщало агентство, при миллиардных субсидиях из федерального бюджета, которые  Сахалинская область получит в 2013 году,  на организацию, регулирование и охрану водных биологических ресурсов выделено всего 137 тысяч рублей.