Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Флора и фауна Приморья: восхищаться и беречь

25.10.2023

«Вы только посмотрите, косатки зашли в бухту! Красавцы, какая грация», – восторженно приветствовали портовики октябрьским утром неожиданных «гостей» в бухте Козьмина. Заметили хищников, ныряющих в нескольких метрах от берега, и жители одноименного поселка под приморской Находкой. Подобная картина – обычное явление для здешних мест, но от этого не менее зрелищное. Ведь стремительные прыжки косаток из морских глубин не оставят никого равнодушным.

Появление животных всерьез насторожило работников полигона марикультуры нефтепорта Козьмино – здесь много лет выращивают морских обитателей, чувствительных к малейшим изменениям химического состава воды. Местные не понаслышке знают, что косатки любят лакомиться морской живностью, к тому же быстро плавают – они способны развивать скорость почти до 60 километров в час. Этой способностью хищники обладают за счет хорошей обтекаемости тела и мощных плавников.

Старший научный сотрудник национального центра морской биологии Игорь Катин разъясняет, с чем связано появление млекопитающих в бухтах Приморья:

«Вероятнее всего, это экотип рыбоядных косаток. В нашем море сейчас наблюдается активный ход семейства лососевых, а также скумбрии и сельди. Это излюбленная пища косаток. Поэтому хищники концентрируются в тех бухтах, куда впадают нерестовые реки».

Известно, что воды залива Петра Великого с его бирюзовыми бухтами имеют самое большое в России видовое разнообразие, несколько тысяч – от простейших видов до дельфинов и китов. С чем же связано столь неимоверное богатство приморской флоры и фауны? Оказывается, обилие северных и тропических видов морских организмов вызвано столкновением мощных холодных вод Приморского течения, идущего из Татарского пролива, и вод теплого, Цусимского. Подсчитано, что только в Японском море живет свыше трех с половиной тысяч видов животных и около восьмисот видов растений: моллюски, рыбы, водоросли. Это удивительная биологическая мозаика поистине восхищает, ведь под водой можно встретить обитателей всех цветов, форм и размеров. Некоторые из них кажутся жутковатыми и опасными, а другие восторгают своей красотой.

Сотрудник водолазного отдела Приморского океанариума биолог Сергей Труболыс, исследующий дно участка марикультуры в порту Козьмино, рассказывает: «Главная характеристика этой территории –биоразнообразие. По сути, морское дно – дом для самых разных организмов. Это и водоросли, и губки, и рыбы, и животные. Именно обилие видов поддерживает хрупкий экологический баланс акватории. Далее – это чистота воды. Ведь организмы могут жить только в здоровой среде. И еще один немаловажный фактор – здесь, в Козьмино, нет таких вредоносных воздействий, как незаконная рыбалка, разрушение рифов или использование взрывчатых веществ. Отмечу и способность местной флоры и фауны к регенерации и росту. Живые организмы здесь довольно активно размножаются и распространяются дальше по заливу».

В подтверждение Сергей демонстрирует кадры своей подводной гидробиологической съемки: все дно в раковинах. Вот трепанг собирает донный осадок планктона. Неподалеку гребешок лежит на дне свободно, но стоило приблизиться и протянуть руку, как он тотчас же захлопнул створки, подняв облачко ила. Кстати, при нападении гребешки подскакивают и отплывают в сторону – в первую очередь от морских звезд. За свою прожорливость звезда считается серьезным вредителем. Однако экологи нефтепорта Козьмино убеждены: в природе лишних не бывает, здесь все взаимосвязано и нет вредных или ненужных организмов. Разнообразие морской живности лишь свидетельствует о благоприятной экологической обстановке вблизи терминала, а значит, об ответственном отношении к природе и сохранности экосистемы.

На берегах этого уникального залива, где воздух напитан солью и туманами, первые переселенцы появились в 1858 году. Развивали свои сообщества промыслом, добычей морских ресурсов. Строили поселки и деревни, потом города, порты, дороги. Удобные бухты всегда привлекали мореходов, а где торговые пути – там возникает промышленность. Однако вместе со стремительным развитием сферы технологий люди все-таки осознали необходимость сохранить неповторимый видовой потенциал богатства этого региона. Сегодня в заливе Петра Великого расположены крупнейшие морские порты Приморья: тысячи судов швартуются к их причалам, а годовой грузооборот портов исчисляется миллионами тонн.

О том, как исследуют и берегут местную экосистему в нефтепорту Козьмино, рассказывает начальник отдела гидробиотехнических сооружений Елена Костина:

«В советские времена здесь, в Козьмино, располагались рыбодобывающие и рыбообрабатывающие предприятия. Антропогенной нагрузки хватало. Но у бухты хорошая способность к самовосстановлению, и наш рыбоводный участок немало этому способствует».

Известно, что живущие в бухте мидии, гребешки, ламинария и другие морские организмы – самые надежные «датчики» чистоты здешних вод. Именно с этой целью в порту и создали полигон марикультуры. С помощью его обитателей предприятие контролирует возможное воздействие производства на природу.

Участок этот монтировали на полуилистых грунтах, с исторически сложившимся там сообществом живых организмов. Такие ценные промысловые виды, как гребешки и трепанги, отсутствовали. Причина банальна – браконьерство. А теперь над этими грунтами – гидробиотехнические сооружения. Своего рода это «лес» под водой: дополнительный ярус с водорослями, гидроидами и асцидиями. Здесь находят субстрат, кормовую базу и убежище ракообразные, молодь рыб и иглокожие. В свою очередь ракообразные служат кормом приходящим рыбам и даже перелетным птицам.

Донный участок в Козьмино ежегодно пополняется молодью гребешка, и сейчас здесь сформировано устойчивое разновозрастное нерестовое стадо. За эти годы через ферму прошло больше полутора миллионов особей гребешка. Под якорями нашли себе пристанище и осьминоги, которые не прочь покормиться на участке марикультуры, ведь основа их рациона – гребешок. Десять лет назад экологи выпустили на донный участок 50 тысяч особей трепанга: эти животные хорошо дополняют двустворчатых моллюсков в поликультурных марихозяйствах.

Потому и забеспокоились за сохранность морского огорода экологи Козьмино, заметив рядом с причалами шумную стаю черно-белых хищников. Однако, вволю наплескавшись, стадо неспешно покинуло границы акватории, где буквально в 250 метрах обслуживались нефтеналивные танкеры. Специалисты уверены, что это не последний визит хищников в бухту Козьмина – активность животных в данном районе еще раз подтверждает его благоприятную экологическую обстановку.

«Радует, что обитатели нашего участка под защитой от браконьеров. Жаль, что их не удержишь вольером, и покинув полигон, они эту защиту теряют, – сетует Елена Костина. –Морской огород в Козьмино – целый мир, где «гости» могут найти и стол, и дом. А ценные промысловые виды – дожить под защитой до половозрелого состояния и дать потомство, которое течениями разнесется в другие бухты».

Комсомольская правда