Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Интересы «эко-сберегателей» тормозят рыбохозяйственное развитие Дальнего Востока

13.03.2023

Далеко не секрет, что на Дальнем Востоке пояс приграничных районов является менее развитым и экономически депрессивным, чем схожие по уровню освоенности глубинные территории. Данное обстоятельство вызвано недостатком внешнеэкономических связей и ограничением свободного пребывания граждан в условиях строгого пограничного режима.

Для экономического подъема приграничных территорий Дальнего Востока необходима активизация предпринимательской деятельности и привлечение квалифицированных кадров, что вызывает потребность в инвестировании перспективных отечественных проектов.

Однако на пути инвесторов неожиданно возникла проблема искусственного ограничения хозяйственной деятельности – создание в приграничном поясе особо охраняемых природных территорий федерального значения под предлогом защиты трансграничной миграции животных.

Основные интересанты создания максимального числа ООПТ в России известны, это международные неправительственные организации. При этом за основу берется политизированный показатель доли площади ООПТ от площади всей страны.

Так, в России насчитывается около 12 тысяч особо охраняемых природных территорий с общей площадью 232,5 млн га, что составляет 13,6 % от сухопутной территории. Для сравнения, Эквадор (45% всей территории страны), Венесуэла (36), Дания (32), Норвегия (31), Австрия (28), Германия (27), Доминиканская Республика (25), Новая Зеландия (24 %).

Если брать за основу сами площади ООПТ, то оказывается, что Россия лидирует с гигантским отрывом от ближайших других стран - США (123 млн га), Канады (92 млн га) и КНР (60 млн га).

Тем самым, Россия является безусловным лидером по числу изъятых из хозяйственного использования территорий. При том, что правовой режим ООПТ в России и других странах кардинально различается. Так, в США и Канаде на территории национальных парков разрешена заготовка древесины, аквакультура и другие виды активного природопользования, в то время как в России под эти виды деятельности в нацпарках выделяется незначительная часть территории и с серьезными бюрократическими оговорками (например, государственная экологическая экспертиза, личное согласие руководства ООПТ и Минприроды России).

Наиболее отрицательным примером экологических ограничений может служить ситуация с государственным природным заказником федерального значения «Малые Курилы».

Указанный заказник находится в ведении ФГБУ «Государственный природный заповедник «Курильский», дирекция которого территориально находится на о. Кунашире в пос. Южно-Курильск. Площадь заказника охватывает морскую и сухопутную территорию на островах Малой Курильской гряды, которые отделены от о. Кунашир Южно-Курильским проливом.

Когда в 1983 году указанный заказник был создан приказом Главохоты при Совмине РСФСР № 163, то ему был присвоен статус зоологического заказника в целях охраны особо ценных видов птиц и установлены ограничения на некоторые виды охоты.

В 2009 году приказом Минприроды России от 19.08.2009 № 253 статус заказника неожиданно меняется на комплексный (ландшафтный) и запрещены практически все виды хозяйственной деятельности, включая промышленное рыболовство.

Однако, фактически вплоть до 2022 года японские рыболовные суда добывали по особой квоте морские биоресурсы в районе Южных Курил на основании межправительственного соглашения, заключенного Правительством Японии с заместителем Председателя Правительства РФ Немцовым Б. в 1998 году (Соглашение между Правительством РФ и Правительством Японии о некоторых вопросах сотрудничества в области промысла морских живых ресурсов, вступило в силу 21 мая 1998 г.).

То есть российским рыбакам запрещено с 2009 года ловить водные биоресурсы в водах Малой Курильской гряды, а японские рыбаки игнорировали данный запрет пользуясь правом экстерриториальности по международному правовому акту. Между тем, таким соглашениям должны предшествовать международные договоры, которые с Японией по этому вопросу не заключались.

Лишь с введением Японией санкций в отношении России в 2022г. действие соглашения от 1998 г. было приостановлено.

24.11.2022 на совместном заседании комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты России и Общественного совета при Росрыболовстве, которое состоялось 24.11.2022 в г. Москве, обсуждался вопрос о необходимости и целесообразности создания морских рыбоводных участков на территории заказника «Малые Курилы».

Присутствующие на совещании представители WWF, Гринпис и РОО «Экологическая вахта Сахалина» (признано иноагентом) заявили о невозможности осуществления любой хозяйственной деятельности на территории ООПТ и экологической опасности аквакультурной деятельности. Особую пикантность возражениям придала очередная ссылка на незначительную долю ООПТ от общей площади территории России.

В результате морская аквакультура, являющаяся одним из законных способов сохранения водных биоресурсов и восполнения их запасов, до сих пор не разрешена на территории федерального заказника.

Таким образом, приграничные с недружественными государствами территории оставались и остаются под колпаком экологических ограничений, не позволяющих российским предпринимателям осуществить на этих территориях и акваториях хозяйственную деятельность и разрешавших, как в случае с Южными Курилами, добычу биоресурсов японским гражданам.

С какой целью налагались эти ограничения, препятствующие заселению и освоению приграничных территорий, можно только догадываться.

Концепция развития Сахалинской области и Курильских островов, объявленная Президентом Российской Федерации и обретающая силуэт в принимаемых Государственной Думой РФ законах должна заставить органы власти по-новому расставить приоритеты в приграничной политике Российской Федерации.

Далекая окраина