Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Камчатских рыбодобытчиков-экспортеров манит Владивосток

29.11.2013

Камчатские рыбодобытчики-экспортеры предпочитают оформлять партии рыбопродукции, предназначенные для вывоза в страны АТР, не в "родном" порту Петропавловска-Камчатского, а по преимуществу  во Владивостоке. В то же время представители так называемого "рыбацкого сообщества" Дальнего Востока не устают говорить о том, что контролеры на приморской границе отличаются "особой лютостью", сообщает РИА PrimaMedia со ссылкой на публикации СМИ.

Как сообщает "Российская газета", рыболовецкие компании Камчатки последние годы предпочитают оформлять свой улов на экспорт не в Петропавловске-Камчатском, а во Владивостоке. Наблюдения издания подтверждает официальная статистика: по итогам 2012 года Камчатский край занял первое место по добыче водных биоресурсов в ДФО (более 34% дальневосточного улова). Приморский край - на втором месте (27%), но зато он лидирует по вывозу морепродуктов за рубеж, его доля в общем объеме экспорта округа – 36%, тогда как у Камчатки – 29%. При этом большая часть рыбы, которая проходит оформление на экспорт в Приморье, прибывает с камчатского флота.

Сами рыбаки, сообщает "РГ", объясняют свою нелюбовь к камчатским причалам тем, что местные контролирующие службы "либо работают спустя рукава, либо проявляют излишнее рвение". По словам источника издания, во Владивостоке оформление судна, которое доставляет рыбопродукцию на экспорт, займет день. К его приходу в порт большая часть документов уже будет готова. В Петропавловске эта процедура может затянуться на неделю, считает камчатский рыбак.

Вместе с тем представители "рыбацкого сообщества", судя по публикациям СМИ, особо рьяно критикуют сейчас именно приморские надзорные и контролирующие органы, имеющие отношение к оформлению рыбопродукции в портах.

 "Мы серьезно поднимаем этот вопрос, обратились в межведомственную правительственную комиссию. В планах этой комиссии в ноябре рассмотреть вопрос по техрегламенту и снятию излишних административных барьеров в отношении рыбопромышленного комплекса. Надеюсь, что мы тоже примем участие в этом заседании. И, безусловно, будем отстаивать свою позицию: исключить все излишние административные барьеры в отношении российских рыбаков и, прежде всего, в области ветеринарии", - заявил агентству "Интерфакс " президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников и экспортеров (ВАРПЭ) Александр Фомин.

По мнению господина Фомина, приморские надзорные органы крайне "осложняют жизнь" экспортерам рыбопродукции. Особо сложно складываются отношения "рыбаков" с местным терруправлением Россельхознадзора. "Рыбацкое сообщество", отмечает президент ВАРПЭ, даже вынуждено вести борьбу за полное "отлучение" российских ветеринаров от российской рыбопродукции – вне зависимости от того, поставляется она на территорию Таможенного союза или же вывозится за рубеж.

По мнению рыбопромышленников, на внутреннем рынке ветконтроль качества рыбопродукции не нужен вовсе, а при экспорте он должен быть сведен к формальной выдаче международных ветеринарных сертификатов, без которых страны-импортеры не станут принимать продукцию.

В свою очередь представители Россельхознадзора считают, что ссылки "рыбацкого сообщества" на некий "мировой опыт" зачастую некорректны и тенденциозны. Отмена ветеринарного сертифицирования морской рыбопродукции в РФ и странах Таможенного союза, на которой настаивает - в том числе – и профильная комиссия Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) во главе с ее председателем Германом Зверевым, принесет большой вред потребителям. Ссылки же инициаторов снижения госконтроля за безопасностью пищевой продукции на некий "мировой опыт" являются "иезуитскими" и, по сути, дезинформируют правительство РФ. Такое мнение в своем открытом письме ранее высказал заместитель руководителя Россельхознадзора Николай Власов.

От РИА PrimaMedia отметим, что недовольство экспортно-ориентированного рыбного бизнеса Дальнего Востока "административными барьерами" не мешает из года в год наращивать объем экспортных поставок. По последним данным Росрыболовства,  за январь-октябрь 2013 года экспорт рыбы и морепродуктов на Дальнем Востоке увеличился на 10,6% - до 1,167 млн тонн, а по стоимости - на 8,5% до 1,998 млн  долларов США (к январю-октябрю 2012 года).

При этом рост экспорта рыбы и морепродуктов зафиксирован во всех регионах Дальневосточного округа, но за исключением Камчатского края, где произошло снижение экспорта - на 3,3%. А вот в "лютом" Приморье экспорт рыбы и морепродуктов увеличился на 26,4% - до 483,7 тысяч тонн.

Также напомним, что ветеринары стали "неудобны" не только участникам внешнеэкономической деятельности, но и коллегам из Федеральной таможенной службы. ФТС предлагает передать все функции по ветеринарному и санитарному контролю экспорта-импорта самим таможенникам, упирая на то, что это позволит сильно сократить время оформления грузов на границе.

Ранее представители Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ) заявляли: задержки грузов в пунктах пропуска – не "их рук дело", а именно санитаров, ветеринаров и даже самих участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

"Мы сократили все задержки до минимума и выпускаем декларацию в короткий срок. Время полного оформления груза сократилось с 14 до 10 дней. Но нередко бывает так, что у нас все оформлено, однако перевозчик держит груз на складе, пока с ним не расплатятся. Но нашей-то вины в этом нет. Проблема в несогласованности действий самих участников внешнеэкономической деятельности", - сообщала пресс-служба ДВТУ.

Вместе с тем, как ранее сообщало РИА PrimaMedia, даже 10-тидневное нахождение контейнера на складе временного хранения (СВХ) обходится грузополучателю в "кругленькую" сумму. В связи с этим странно было бы предполагать, что участники ВЭД в массе несут такие издержки из-за собственной неорганизованности.

Отметим также, что по информации пресс-службы терруправления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области, в морском пункте пропуска "Восточный" – где таможенники и планируют провести свой эксперимент - импортный груз, подконтрольный госветнадзору, оформляется ветеринарами в среднем за 3 часа.

Среднее же время убытия с СВХ грузов - с момента их окончательного оформления Россельхознадзором -  составило в октябре-ноябре 2013 года около 13 дней, отмечает пресс-служба терруправления.

По мнению руководителя приморского представительства Национального общественного комитета по противодействию коррупции Николая Черентаева, эксперименты по передаче таможенникам функций других надзорных ведомств и служб в пунктах пропуска могут принести печальные результаты – как для участников внешнеэкономической деятельности, так и для государства. Закрепившаяся в деятельности ФТС "палочная" система – при отсутствии так называемого "межведомственного контроля" - усилит тенденцию по превращению таможенных постов в некие "бизнес-конторы", целью которых станет не соблюдение законности, а извлечение коммерческой выгоды. 

Реализация планов Федеральной таможенной службы РФ (ФТС) по полной замене таможенниками ветеринаров в пунктах пропуска на границе может обернуться крайне негативными эффектами – малокомпетентные в вопросах ветеринарии сотрудники ФТС "откроют ворота" опасному и попросту заразному "неликвиду". Такое мнение ранее высказали эксперты RBK daily.

Как ранее сообщало агентство, председатель правительства РФ Дмитрий Медведев поручил министрам финансов и юстиции совместно с Федеральной таможенной службой, Высшим арбитражным судом РФ и Генеральной прокуратурой РФ разобраться с тем, что творится на таможнях Дальнего Востока. Это стало прямым следствием общения президента Путина с представителями бизнеса Приморья на совещании во Владивостоке 31 августа 2013 года.