Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Китай топит минтаевую путину

10.02.2021

С ноября прошлого года, после нескольких случаев обнаружения следов коронавируса на упаковке рыбопродукции с иностранных, в т.ч. российских судов, китайские власти начали последовательно ограничивать доступ российской рыбы в страну. Циндао в начале ноября прекратил прием мороженой рыбы с транспортов, а всю мороженую продукцию в контейнерах проверял на ковид и обеззараживал. При этом скорость обработки контейнеров составляла 5 штук в день, а очередь уже превысила 3000. Одновременно ГТУ КНР потребовало от Россельхознадзора до конца года (!) провести переобследование всех 899 предприятий и судов, аттестованных для поставок рыбопродукции в Китай. К слову, на начало февраля переаттестацию прошли пока только около сотни российских судов.

Далянь стал основным «окном» в Китай для российской рыбы, пока утром 22 декабря власти города своим распоряжением остановили работу 75 фабрик по переработке рыбы в Даляне и Чжуанхэ (Zhuanghe) и запретили прием и отправку мороженой продукции в портах. При этом с 15 декабря был закрыт «новый» порт Даяовань и два склада в нем. Отгрузка контейнеров в Далянь из Пусана тоже была приостановлена. Доходило до того, что некоторые линии возвращали назад отправителям уже загруженные контейнеры. Закрытие Даляня вызвало эффект домино. Из-за закрытия части КПП огромное количество машин с живым крабом стояли в очереди на границе. Китайцы боялись покупать любую российскую продукцию. Среди трейдеров и переработчиков возникла паника, никто не понимал, что делать и ожидаются ли новые ограничительные меры. В декабре цена минтая снизилась до $1–1,2 тыс. за тонну, тогда как годом ранее она была на уровне $1,6 тыс.

Практически под Новый год зампред правительства РФ Юрий Трутнев, курирующий Дальний Восток, обратился к китайским коллегам с просьбой снять ограничения на импорт российской рыбы, впрочем, КНР проигнорировала обращение.

Максимальной остроты ситуации ожидаемо добавило начало Охотоморской минтаевой путины. С 1 января по 10 апреля 2021 года планировалось добыть 1,2 млн тонн минтая, большая часть (3\4) которого предназначалась Китаю, с начала года вереница российских судов выстроилась в очередь в ожидании выгрузки рыбы Даляне, но китайские власти продолжали блокировать закупку российской рыбной продукции.

Только к концу января компетентные китайские органы вступили в диалог с российской стороной, сначала направив вопросник поставщикам рыбопродукции для оценки рисков заражения коронавирусом, позже были переданы регламенты по профилактике и дезинфекции, но это пока никак не повлияло на приближенную к нулю скорость оформления российской рыбопродукции. А с 28 января (в связи с 2-х недельным предновогодним карантином) до 14~18 февраля Китай оказался практически «закрыт» на Лунный Новый год. Поэтому даже частичное снятие ограничительных мер можно ожидать только в самом конце февраля, а то и в начале марта.

Что же предприняли российские власти для выхода из этой катастрофической для всего рыбного сектора ДВ РФ ситуации? Помимо упомянутого безответного предновогоднего обращения зампреда Юрия правительства Трутнева к властям КНР, можно отметить добрый совет российским производителям искать альтернативные китайскому зарубежные (Вьетнам, Индонезия, Намибия и т.п.) и внутренние рынки сбыта. Было предложено максимально переориентировать поставки на внутренний рынок, форсировать рыбопереработку, проводить «рыбные интервенции» по выкупу государством рыбопродукции у производителей. Все эти меры имеют серьезное препятствие в виде отсутствия свободных холодильных и перерабатывающих мощностей как в России, так и в Корее, так и в других странах. Совокупных свободных холодильных мощностей на Дальнем Востоке хватит примерно до 15 февраля: 70 тыс. тонн в приморских регионах и 55 тыс. тонн на рефрижераторных судах. Выгружать минтай некуда, и это неизбежно отразилось на темпах добычи - на промысле уже наметилось отставание. На 1 февраля добыто 178,52 тыс. тонн (на 56,76 тыс. тонн меньше, чем годом ранее). Видимо темпы будут замедлятся и далее.

К решению проблемы подключилась вице-премьер правительства Виктория Абрамченко, которая в ходе «рыбной» правкомиссии на прошлой неделе предложила дополнительно защитить рыбаков через логистическую субсидию на транспортировку их продукции.

Что же стоит за этой ситуацией, неужели дальневосточные рыбаки стали заложниками коварной эпидемии и фатальной ориентации на монопольный китайский рынок? Близкие к ситуации источники утверждают, что ковидная история стала только предлогом, которым, как это часто бывает, коварно воспользовался наш азиатский сосед. Уже не первый год китайские покупатели российской рыбопродукции сетовали на то, что русские наживаются на поставках им минтая втридорога, в то время как они вынуждены довольствоваться минимальной наценкой при поставках уже переработанного филе минтая в ЕС и США, а то и уходить в минус.

Если посмотреть на цифры, то получается следующая картина. Маржа китайских рыбопереработчиков на нашем минтае снизилась с 10 % годами ранее до 1 % в настоящее время. Почему это произошло. Китай стремиться стать социальным государством и поэтому он в первую очередь поддерживает своих граждан, потом свой бизнес и только потом задумывается о добрососедских отношениях, в частности с Россией.

Поэтому, реализуя государственную стратегию роста благополучия своих граждан, заработная плата китайских рыбопереработчиков выросла с 3 тыс. юаней до 7 тысяч. И конечно же это сказалось на прибыльности бизнеса. Поднять сильно цены на экспортируемые в Европу, Америку и другие страны продукты переработки минтая он не может, т.к. это отразится на спросе, поэтому перед рыбоперерабатывающим бизнесом Китая один выход – это снизить стоимость российского минтая ниже 1 тыс. $. Вот и не преминули они возможностью «прижать» и «проучить» «зажравшегося» партнера, поставить его на место, а заодно раз и, возможно, навсегда сбить цену на российский минтай!

И если сейчас российское государство не поддержит минтайщиков государственными закупками, если уровень добычи упадет с 1,7 до 1,2 млн. тонн, то многие малые и средние рыбодобывающие компании попросту рассыпятся. В прошлом году недоосвоение бюджета в России составило 1 трлн рублей. Логично было бы поддержать рыбную отрасль в этот сложный период такими инструментами, как госинтервенции, предложениями по льготной логистике до конечного потребителя и т.д. Необходимо дать возможность нашим рыбакам переждать это время, осмотреться, найти и подготовиться к новым рынкам сбыта, как внешним, так и внутреннему.

Телеграм-канал «Рыбные новости АТР»