28.05.2013
Рыбопромышленным компаниям, действительно вкладывающим средства в развитие рыбной отрасли РФ, нужно ставить существующие налоговые льготы. Те же "рыбаки", кто просто гонится за прибылью, экспортируя сырье и не модернизируя флот, должны платить сборы за пользование водными биологическими ресурсами (ВБР) в полном объеме, а не 15% - как сейчас. Такое мнение в беседе с корр. РИА PrimaMedia высказал директор Института международного бизнеса и экономики ВГУЭС, доктор экономических наук, профессор Александр Латкин.
Напомним, что Федеральной налоговой службой (ФНС) уже подготовлены предложения по отмене льгот по уплате сбора за пользование ВБР для компаний-рыбодобытчиков. В настоящее же время рыбодобывающие предприятия – согласно п. 7 ст. 333.3 Налогового кодекса РФ – обязаны платить лишь 15% сбора за использование ВБР.
- Я считаю, что инициатива ФНС, связанная с подготовкой предложений по отмене льгот за пользование ВБР для рыбодобывающих компаний – это вполне честный, оправданный подход. Рыбакам правила были оговорены заранее, если же льготы используются неэффективно, то с экономической точки зрения их целесообразно отменить, - заявил Александр Латкин.
По мнению экономиста, в этом вопросе также очень важно выработать дифференцированный подход: например, тем рыбодобывающим предприятиям, кто использует эти льготы по назначению - например, занимается модернизацией флота, переработкой, увеличивает заработные платы морякам - нужно их предоставлять и в дальнейшем.
- Тем же, кто в первую очередь гонится за прибылью, направляя ее в свои карманы, при этом ничего не делая для развития своей компании, просто экспортирует сырье на старых судах, возможно, было бы эти льготы отменить. Этот вопрос нужно продумать, дать определенное время и посмотреть, по истечении определенного срока, скажем, одногоили двух лет, как развиваются рыбодобывающие компании, - отметил доктор экономических наук.
Как ранее сообщил РИА PrimaMedia руководитель приморского представительства Национального общественного комитета по противодействию коррупции Николай Черентаев, совершенно абсурдна ситуация, когда экспортеры рыбопродукции, выловленной в исключительной экономической зоне РФ на Дальнем Востоке, пользуются налоговыми льготами, в частности, платят только 15% установленного сбора за пользование ВБР. Недополученные государством огромные средства, по сути, идут на развитие различных офшорных зон, а также экономик стран АТР, считает борец с коррупцией.
Напомним, что в начале апреля 2013 года президент Владимир Путин подписал перечень поручений правительству по вопросам рыбохозяйственного комплекса страны. Среди приоритетных задач – развитие глубокой рыбопереработки и обновление промыслового флота. Таким образом государство намерено преодолеть сложившуюся экспортно-сырьевую направленность отрасли.
Вместе с тем сейчас - по информации главы Минвостокразвития Виктора Ишаева - совокупный объем налоговых льгот для рыбодобытчиков составляет огромные суммы: за три последних года преференции были предоставлены на сумму в 53 млрд рублей, или 17,6 млрд рублей в год.
Как ранее отмечал министр-полпред, на предоставленные налоговые льготы можно было построить несколько десятков современных рыболовецких судов, однако рыбопромышленники этого не сделали. Кроме того, разница в таможенных данных стран АТР и России свидетельствует о том, что значительная часть экспорта идет по "серым" схемам, ущерб от которых Ишаев оценивает в 1,5 млрд долларов США в год.
По оценке же президента Ассоциации добытчиков минтая (АДМ) Германа Зверева, рыбодобытчики имеют налоговых льгот куда меньше – "всего-то" на 8-8,5 млрд рублей в год, причем Зверев считает эти льготы явно недостаточными.
Кроме того, ряд недавних выступлений господина Зверева в СМИ недвусмысленно посвящен оправданию экспортно-сырьевой направленности российской рыбной отрасли. По мнению автора, минтай, выловленный в исключительной экономической зоне России на Дальнем Востоке, нужен странам АТР, а не жителям Российской Федерации.
Развитие же глубокой рыбопереработки в РФ, по мнению президента АДМ, малоперспективно. Гораздо лучше, считает Зверев, поставлять российское сырье тем странам, где такая переработка уже развита, например – в КНР.
Следует также отметить, что схожие взгляды разделяют с господином Зверевым в том числе и представители так называемого "рыбного лобби" в Федеральном собрании РФ – крупный рыбопромышленник и сенатор от Сахалинской области Александр Верховский, депутат Госдумы Георгий Карлов, также представляющий Сахалин, и другие.
Впрочем, законодательные инициативы господина Верховского и его единомышленников в Федеральном собрании РФ не находят отклика ни в правительстве РФ, ни среди коллег-депутатов, что говорит о том, что деятельность "рыбного лобби" – малоэффективна. Ряд экспертов, между тем, отмечает, что законопроекты сенатора Верховского и депутата Карлова не отвечают – а то и прямо противоречат - инициативам президента по борьбе с экспортно-сырьевой направленностью рыбной отрасли.
Тем не менее, со времени вхождения Зверева и Верховского в руководящие органы Всероссийской ассоциации рыбопромышленников, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) эта организация также сделала резкий "экспортно-сырьевой уклон". В частности, в недавнем интервью президент ВАРПЭ Александр Фомин заявил, что доли квот на добычу ВБР – не более чем научный способ сохранения популяций, и якобы не являются собственностью, распределяемой государством.