Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Матросы удачи

04.03.2014

Начало года для российских рыбаков сложилось по-разному: кто-то вел промысел, другие готовились к выходу в море или возвращению домой. Но внезапно в рыбацкую рутину вмешались сенегальские военные, которые 4 января 2014 года, примерно в 45-и  милях от побережья Гвинеи-Биссау задержали российский траулер «Олег Найденов»…

Причиной задержания явилось подозрение, что траулер вел незаконный промысел в водах Сенегала, следствием чего могла стать конфискация груза и штраф фирмы-судовладельца. Позже, по результатам переговоров, бывший глава Росрыболовства Андрей Крайний озвучил настойчивое требование сенегальских властей о штрафе в 3 миллиона долларов. Но 17 января судовладелец внес залог в 1 миллион USD и парламент Сенегала вынес постановление об освобождении «Олега Найденова».

Задержания рыболовецких судов случаются, в том числе и в российских водах, но хочется напомнить о случае задержания иностранного судна и аресте его экипажа, не попадающих под квалификацию «незаконное ведение промысла».

В ночь на субботу 12 октября 2013 года индийской береговой охраной задержано судно под флагом Сьерра-Леоне, которое отконвоировали в порт Тутикорин. Как сообщили индийские СМИ, на борту судна находилось 10 членов экипажа и 25 вооруженных охранников. Здесь, как ни странно, причиной задержания стала нелегальная перевозка оружия. Первоначально сообщалось, что судно Seaman Guard Ohio (владелец – фирма Advan Fort, США), зашло в один из портов индийского штата Тамиланд, укрываясь от циклона «Файлин».

В своем официальном заявлении президент Advan Fort Уильям Уотсон отметил: «Я хочу лично поблагодарить индийское правительство за предоставление во время этого тайфуна безопасности экипажу нашего судна Ohio. Мы ожидаем, что после завершения всех формальностей и заправки судна оно будет возвращено».

Как бы все не выглядело банально, на при досмотре, на борту, кроме судового имущества обнаружены 31 автомат и около пяти тысяч патронов… А кроме 10 членов экипажа – еще 25 вооруженных охранников – граждан Великобритании, Эстонии, Индии и Украины.

Индийское информационное агентство PTI, комментируя событие, сообщило, что четверо из 12 индийцев на судне – это бывшие офицеры армии и военно-морских сил. О наличии нескольких десятков единиц автоматического оружия и большого количества боеприпасов к нему на борту Seaman Guard Ohio сообщил и индийский телеканал NDTV. Там же было сказано, что судно не имело разрешения на заход в индийские воды. Как следствие в отношении 35 человек, находящихся на борту судна, возбуждены уголовные дела по статьям о незаконной перевозке оружия и боеприпасов. Кроме того на судне было около полутора тысяч литров дизельного топлива, приобретенного, как предполагают индийские власти, нелегально. В связи с последним индийские правоохранительные органы начали следствие, с целью выяснить, кто именно из местных поставщиков мог продать горючее.

По данным того же телеканала NDTV, Seaman Guard Ohio уже задерживали у берегов Индии в августе 2013 года, но тогда на его борту не нашли ничего подозрительного, а в данном случае судно могло пребывать в индийских водах трое суток до его задержания.

Стороны конфликта встречались, переписывались, но все оказалось не так просто. Несмотря на улыбки официальных лиц, суд продлил арест экипажа, охранников и судна до 27 ноября, о чем в эфире эстонского телевидения сообщил консул этой страны в Индии Маргус Сярглепп, навестивший сограждан в местной тюрьме. По его словам 14 граждан Эстонии «не жалуются на здоровье, однако отмечают бытовые неудобства…».

История с задержанием вооруженных автоматическим оружием иностранцев, среди которых есть и граждане Эстонии, на судне, принадлежащем коммерческой компании из США у берегов Индии, сама по себе не рядовая.

21 октября 2013 года на портале Оdin.tc, появилась заметка Михаила Войтенко. Сам текст носил  название – «Индия незаконно задержала охранное судно Seaman Guard Ohio».

Есть смысл привести первый из абзацев: «Из Индии приходят тревожные сообщения о попытке самоубийства капитана американского частного охранного судна Seaman Guard Ohio, 60-летнего Валентина Дудника, гражданина Украины. Вроде бы он попытался повеситься в своей каюте, но охрана успела вынуть его из петли. Информация проверяется МИД Украины. Капитан пережил 11-месячный плен у сомалийских пиратов в 2011-м году, командуя балкером Blida…». Далее автор указывает на произвол индийских властей: «Беззаконие на морях, которое все чаще позволяют себе власти прибрежных стран, не может не вызывать возмущения и тревоги – ни одно судно не гарантировано от ареста по совершенно надуманным, вздорным обвинениям»...

Михаил Войтенко – наш земляк, окончил ДВВИМУ имени адмирала Г.И. Невельского и получил специальность инженера-судоводителя, работал на судах флота, после чего занялся журналистикой. В 2005 году основал интернет-сайт «Морской Бюллетень», где освещает морские происшествия и катастрофы, хотя мнения о данном ресурсе его коллег – в частности редактора газеты «Морские вести» Анатолия Иванова, где некогда работал Войтенко – далеко не однозначны.

Однако, возвращаясь к судьбе арестованного охранного судна, его команды и пассажиров – если считать таковыми взвод автоматчиков – отметим: 6 января индийский суд вновь продлили срок ареста. Посол Эстонии в Индии Вильяр Луби в интервью радио ERR сказал: «…Суд заслушал …аргументы обвинения и защиты, но решения о выпуске задержанных под залог суд не вынес».

Эксперт в области морской безопасности Яанас Рахумяги отмечал, что в период 2011-2012 гг. Индия уже имела два конфликта с участием морских пехотинцев, охранявших суда от «пиратских набегов». Сначала индийские власти заподозрили в терроризме и обвинили в незаконной поставке оружия гражданина Дании, которого датчане просто отказались выдавать. Во втором случае итальянские военные застрелили двух индийских рыбаков, принятых ими за пиратов. Как отметил этот эксперт: «Помимо дипломатических проблем с некоторыми странами ЕС, здесь еще имеются и проблемы с фирмой, в которой работали эстонцы. Конфликты разной степени сложности у фирмы были как со Шри Ланкой, так и с Мальдивами. К тому же, проблемы с властями США даже привели фирму к судебному разбирательству». Неделей ранее адвокат судовладельца, фирмы Advan Fort, подтвердил, что оружие на борту Seaman Guard Ohio действительно не было задекларировано. Бвший сотрудник этой же фирмы, попадавший в подобную ситуацию, на условиях анонимности рассказал СМИ, что весной 2013 года в Египте, куда судно той же компании и так же под флагом Сьерра-Леоне, намеревалось зайти за провизией, оно также было доставлено на военную базу, оружие, находившееся на борту, изъято, а команда три недели пробыла под арестом.

Как бы ни комментировали задержание «Seaman Guard Ohio» юристы, политики и сами журналисты, все же сам факт нахождения гражданского судна, принадлежащего частному судовладельцу из США, под флагом Сьерра-Леоне, с вооруженными автоматическим оружием охранниками-наемниками из разных стран, у берегов Индии, т.е. на расстоянии около 1300 миль от «пиратско-опасных» берегов Африканского Рога, трудно однозначно оценивать. Вопросов тут больше чем ответов, ведь судно с флагом африканской страны, и «интернационалом автоматчиков» оказалось у берегов Индии явно не случайно. Компания, которой принадлежит «Seaman Guard Ohio» – частная, и где могут оказаться ее «охранные» суда с «экзотической» командой, известно лишь ее менеджменту. Морские пути воистину неисповедимы, а интерес для крупных корпораций, нанимающих частную охрану, могут представлять, например, маршруты рыбопромысловых судов и реферов, доставляющих в т.ч. «теневые уловы» из района промысла до складов клиента. Появления таких «гражданских судов» со взводом автоматчиков можно вскоре ожидать в Японском и Охотском морях – особенно на фоне принимаемых Россией мер по защите своих ресурсов от многолетнего грабежа доморощенными браконьерами и их иностранными партнерами.

Александр ВОЛЫНЕЦ.