Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

О негативных парламентских инициативах в рыбопромысловой отрасли

31.05.2013

«Всякая власть исходит от народа.

И никогда уже к нему не возвращается».

Габриэль ЛАУБ, чесшко-немецкий журналист, писатель и афорист.

 

Согласно Конституции РФ, все природные богатства, включая и водные, принадлежат российскому народу. Полномочия по распоряжению этими богатствами народ в ходе выборов делегирует органам государственной власти РФ, которые и должны следить за рациональным и эффективным их использованием, а также не забывать, что пользование природными ресурсами должно приносить пользу и доход государству, а значит и российскому народу.

Однако не все народные избранники возможно помнят, что владельцем природных богатств является народ, а потому и стараются принимать такие законы, которые выгодны принадлежащему им крупному бизнесу. Сейчас на Дальнем Востоке, в Министерстве регионального развития РФ, во всех администрациях субъектов ДВ региона только и говорят о том, что интенсивное развитие за последние годы рыбохозяйственной отрасли, которым так любит гордиться глава Росрыболовства Андрей Крайний, пошло по пути экспортно-сырьевой направленности.

То есть, нет её эффективного развития – результат многих лет похвальбы Андрея Крайнего вылился в то, что большая часть уловов идёт за рубеж, причём, как утверждает ФАС России, с применением серых схем при экспорте. То есть государство при этом еще и не дополучает львиную долю налоговых платежей.

В связи со сложившейся в рыбной отрасли тревожной обстановкой, когда её развитие идёт в сторону зарубежа, а не российского рынка, причём за кордон идут необработанные уловы, с низкой добавленной стоимостью, Президент России Владимир Путин в марте этого года дал Правительству ряд неотложных поручений по выводу отрасли из кризиса. Во главу угла глава государства поставил развитие глубокой переработки уловов водных биоресурсов, поставки их на российский берег, в случае же с экспортом Президент считает, что экспортироваться должна рыбная продукция не с низкой, а с высокой степенью обработки и, соответственно, высокой добавленной стоимостью. То есть, и в случае с экспортом снова идёт речь о развитии промышленности по глубокой переработке водных уловов.

Однако, несмотря на инициативы главы государства, крупные дальневосточные экспортники и аффилированные с ними коммерческие и общественные рыбодобывающие структуры, продолжают настаивать на экспортном развитии отрасли, пытаясь подменить суть инициатив Президента своими предложениями.

Так, в самом конце апреля этого года на информационном агентстве Fishnews, которое некоторые эксперты называют«экспортным» рупором, появилось сообщение от лица председателя правления ассоциации «Союз рыболовецких колхозов и предприятий Сахалинской области» Сергея Сенько, который говорит о том, что участники ассоциации направили в Кремль, в рамках реализации мартовских поручений Президента, список первоочередных, по их мнению, вопросов, которые необходимо решить.

И самым первым сахалинские рыбопромышленники снова поставили вопрос о необходимости урегулирования проблем в сфере «прибрежки» – принятия поправок в закон о рыболовстве, предложенных рыбацким сообществом, в части возможности переработки (обработки) водных биоресурсов на судах рыбопромыслового флота при осуществлении прибрежного рыболовства и возможности перегруза этой продукции.

По мнению многих экспертов, принятие таких поправок в ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов на руку крупному рыбопромысловому бизнесу, проводящему сейчас на Сахалине экспансию по захвату как можно большего количества водных биоресурсов, и прежде всего, как определил декабрьский съезд 2012 года «Союза рыбаков Сахалинской области» одного из крупнейших на Дальнем Востоке, да и в России в целом, холдингу ЗАО «Гидрострой», 100% акций которого принадлежит сенатору от Сахалина Александру Верховскому. Также, принятие таких поправок негативно скажется и на так буксующей федеральной программе по увеличению населения Дальнего Востока, так как в результате получения выгоды крупным бизнесом это негативно отразится на малом и среднем бизнесе, что в свою очередь негативно скажется на демографии и, соответственно, увеличит отток населения с Дальнего Востока за счёт отмирания и так немногочисленных, оставшихся после СССР прибрежных рыбацких посёлков.

Причём, совсем не исключено, что предлагаемые изменения в закон «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов», одним из авторов которых является сенатор от Сахалинской областной Думы, олигарх Александр Верховский, инициируются в интересах крупного иностранного рыбоперерабатывающего бизнеса, в частности в интересах одного из крупнейших в мире производителей готовой и мороженной рыбной продукции, которым является гонконгский холдинг «Пасифик Андес», являющийся к, к слову сказать, официальным поставщиком пищевых продуктов для китайской армии.

Так, результаты законченного в декабре 2012 года расследования ФАС России в отношении Ассоциации добытчиков минтая (АДМ) показали, что деятельность АДМ осуществлялась в интересах гонконгского холдинга «Пасифик Андес», а ряд входящих в АДМ компаний, по сути, были приобретены дочерними структурами этого иностранного холдинга.

Более того, «Русский отдел» гонконгского холдинга «Пасифик Андес» через скупленные ранее рыбодобывающие компании Дальнего Востока, по сути, и стал инициатором создания Ассоциации добытчиков минтая. В настоящее время, считают антимонопольщики, «Пасифик Андес» в той или иной степени контролирует более 20 российских рыбодобывающих компаний Дальнего Востока.

Также комиссия ФАС считает, что иностранцы могли использовать АДМ как структуру, имеющую возможности по выходу на органы государственной власти Российской Федерации, в том числе и с законодательными инициативами.

По словам руководителя приморского представительства Национального общественного комитета по противодействию коррупции Николая Черентаева, вхождение сенатора Александра Верховского в состав Совета Ассоциации добытчиков минтая и одновременно с этим его членство в комитете Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, в ведение которого входит в том числе и нормотворчество в рыбной отрасли, может являться именно тем рычагом «Пасифик Андес» в законодательных органах Российской Федерации, о котором упоминает в своём решении Федеральная антимонопольная  служба.

Что же касается инициируемого сенатором Верховским законопроекта, то сейчас компании, имеющие прибрежные квоты, должны обязательно доставлять уловы на российский берег для переработки или же заморозки. В итоге значительная часть улова остается на российском берегу и становится сырьем для российской экономики и продуктом для населения РФ, а не отправляется на экспорт.

В случае же принятия законопроекта Верховского, который только в 2012 году вывез из России 70 тыс. тонн рыбопродуктов или 7% от общероссийского экспорта, крупные компании-экспортёры, ведущие океанический лов получат возможность «морозить» и перегружать прибрежные уловы прямо в море. Естественно предположить, что от таких «новаций» рыбопромысловая отрасль получит ещё более экспортную-сырьевую направленность.

Интересно, что несмотря на отрицательные заключения по предлагаемым законопроектам по прибрежке со стороны администрации Президента и Правительства, депутат Госдумы Георгий Карлов, также сахалинец и один из соавторов Верховского, заявил, что ставить крест на предлагаемых ими инициативах они не собираются.

Но самое страшное в предлагаемых «экспортником» Верховским инициативах совсем другое. Сейчас, как и 100 лет назад при премьере Столыпине, Россия стремится увеличить население дальневосточных регионов, но если законопроект Верховского и иже с ним пройдёт, то все прибрежные предприятия, а это практически только малый и средний бизнес, вынуждены будут закрыться. Произойдёт это оттого, что прибрежные предприятия не имеют крупнотоннажного флота, способного перерабатывать уловы у себя на борту, а имеют только небольшие суда прибрежного лова, установить перерабатывающее оборудование на которые физически невозможно. В итоге предприятия закроются, а работающие на них люди массово поуезжают. Объём экспорта увеличится, а наши территории, которые и так мало заселены, совсем обезлюдеют.

Так нужен России Дальний Восток или мы отдадим его сопредельным государствам?...