Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Полностью расплачиваться за нацресурс должны экспортеры рыбы Дальнего Востока – Черентаев

25.12.2014

Сохранение льготы в 15% по уплате ставки сбора за пользование водными биоресурсами (ВБР) для рыбодобытчиков-экспортеров в настоящее время совершенно нецелесообразно, также эта преференция для поставщиков сырья на рыбоперерабатывающие предприятия КНР может совершенно законсервировать рыбохозяйственный комплекс ДВ-бассейна в качестве "сырьевого придатка" АТР, считает руководитель приморского представительства  Национального общественного комитета по противодействию коррупции Николай Черентаев. По мнению собеседника РИА PrimaMedia, доводы дальневосточных минтайщиков о якобы "тяжелых временах", наступающих для добытчиков этой валютоемкой рыбы – не более чем лукавство, в очередной раз демонстрирующее иждивенческий настрой "рыбаков" по отношению к государству и обществу.

Напомним, что в настоящее время законопроект Минсельхоза, предусматривающий оплату экспортерами рыбного сырья оплату 100% ставки сбора за ВБР (сейчас оплачивается только 15% ставки – ред.) проходит процедуру оценки регулирующего воздействия.

В финансово-экономическом обосновании авторы законопроекта отмечают, в частности, что при нынешнем уровне экспорта низкообработанных водных биоресурсов отмена льгот для поставок за границу дополнительно принесет в консолидированный бюджет РФ порядка 3,7 млрд рублей ежегодно.

Комментируя итоги прошедшей 23 декабря во Владивостоке встречи руководителя Росрыболовства Ильи Шестакова с представителями рыбодобывающего бизнеса ДВ, Николай Черентаев отмечает, что тема предлагаемой Минсельхозом отмены льгот для экспорта рыбопродукции "задевает за живое" большинство нынешних владельцев рыбного бизнеса в ДВ-бассейне.

 - Естественно, что терять льготу им не хочется – сейчас они платят государству немногим более 500 рублей за тонну минтая, а придется – 3,5 тысячи.  Поэтому здесь, я считаю, идут в ход любые доводы –

санкции, контрсанкции, закредитованность рыбного бизнеса, даже изношенный флот, под предлогом модернизации которого, я напомню, и была отчасти пролоббирована нынешняя льгота в 15%. Флот, кстати, и это очевидно, в целом на Дальнем Востоке так и не модернизировали – суда ветшают, регулярны аварии и крушения, - прокомментировал Черентаев.  – А куда дели "подарок от государства"? На встрече с главой Росрыболовства вновь всплыла тема невозможности отмены льгот. Рыбный бизнес, плотно "завязанный" с Китаем, пожаловался Илье Шестакову,  что, мол, в будущем году китайцы будут меньше покупать наш мороженый минтай, а американцы сильно развивают свой промысел.  Что ж, даже если это все не просто слова, хотели конкуренции – получили конкуренцию.

По мнению собеседника агентства, многих рыбодобытчиков-дальневосточников отличает иждивенческий подход к государству, "приправленный" к тому же изрядной долей лукавства.

 - То есть льготы, квоты, единый сельхозналог для специально раздробленного бизнеса – это все "рыбной отрасли" нужно просто по факту ее существования в России. Сейчас, кстати, активно муссируется тема отмены платы за ветеринарные исследования рыбопродукции ,в том числе, и для поставки за рубеж, где исследовать рыбу требуют предприятия-импортеры. Это, я считаю, очередная попытка переложить свои бизнес-издержки на государство, в конечном итоге – на общество.  А вот когда речь идет о насыщении внутреннего рынка, безопасности моряков и рыбаков, деофшоризации доходов, сдерживания роста цен в сложное для станы время – здесь у нас рыночные отношения, оказывается. Это, минимум, нелогично: если уж вы такой серьезный международный бизнес, то и несите свои издержки сами, а не "просите на бедность", - высказал свое мнение приморский общественник.

Также Николай Черентаев отметил, что рентабельность рыбодобычи на Дальнем Востоке в 2014 году нисколько не снизилась, а, возможно, и повысилась.

 - Вот свежие данные Дальневосточной таможни: за 11 месяцев этого года только через Владивосток оформили на экспорт  896 тысяч тонн рыбопродукции. Отмечается, что по сравнению с 2013 годом объем экспорта снизился – на 80 тысяч тонн. А вот в стоимостном эквиваленте – все стабильно, примерно 1,5 млрд долларов США и в этом году, и в прошлом. То есть получается, что при снижении ОДУ минтая в этом году и его далеко не полном освоении рыбодобытчиками деньги от азиатских, европейских и американских покупателей в долларах они получили те же, а в рублях – так и вообще хорошо заработали, учитывая девальвацию национальной валюты. Для примера: при традиционной цене на российский минтай в КНР в 1,4 тысячи долларов в ноябре этого года китайцы подняли цену до 1,8 тысяч долларов. Сегодня это более 98 тысяч рублей. Полная ставка ВБР – 3,5 тысяч рублей, 15% от нее -  525 рублей.  

При такой конъюнктуре говорить о том, что "сейчас не время для повышения налоговой нагрузки" на рыбаков-экспортеров мороженого сырья – просто странно, - считает собеседник агентства.

Руководитель приморского представительства  Национального общественного комитета по противодействию коррупции также высказал мнение, что усилившаяся в конце года активность так называемого "дальневосточного рыбного лобби" по защите "правил игры" в отрасли от каких-либо изменений может говорить о том, что рыбный бизнес отнюдь не бедствует, раз может позволить себе дорогостоящие PR-акции или, например, медиа-компании в федеральных СМИ.

От РИА PrimaMedia отметим, что вопрос о повышении ставок сборов за пользование ВБР, а также реплики о наступлении "тяжелых времен для рыбной отрасли", судя по сообщению пресс-службы Росрыболовства, звучали в ходе недавней встречи главы ФАР с дальневосточными рыбодобытчиками.

"Ожидаем, что в следующем году в связи с ожидаемым увеличением ОДУ в американской зоне увеличится и выпуск икры у американских предприятий. Это означает, что конъюнктура на рынке икры минтая значительно осложнится, и можно предполагать, что доходы от реализации икры минтая у основных участников этого рынка могут уменьшиться", -  цитирует пресс-служба Росрыболовства президента Ассоциации добытчиков минтая (порядка 70% добычи всего российского минтая – ред.) Германа Зверева.

Также спикер  экспортно-сырьевого рыбного бизнеса посетовал, по информации пресс-службы, на снижения интереса к российскому минтаю со стороны китайской рыбопереработки.

"В КНР растут производственные издержки, игроки начинают выходить из бизнеса. Соответственно, этот канал сбыта для российского минтая также ожидают возможные потрясения в следующем году", - заявил господин Зверев.    

Напомним также, что 10 декабря президент АДМ опубликовал на своей интернет-странице алармистский материал об  ухудшении, начиная с 2012-2013 годов, финансовой устойчивости рыбной отрасли, связанным – по мнению автора – с общим ростом закредитованности рыбного бизнеса и увеличением доли просроченных долгов.

По данным Росстата, всего за 10 месяцев 2014 года за рубеж было вывезено 1,411 млн тонн рыбо- и морепродукции, добытой по российским квотам и разрешениям. Самую же весомую долю во всем экспорте рыбопродукции – 44,2% - традиционно занимает мороженый минтай.

Между тем  президент АДМ Герман Зверев неоднократно заявлял, что экспортно-сырьевая направленность рыбного бизнеса в России неизбежна.  По мнению Германа Зверева, минтай, выловленный в исключительной экономической зоне России на Дальнем Востоке, нужен странам АТР, а не жителям Российской Федерации. Развитие же рыбопереработки в РФ – малоперспективно, гораздо лучше, считает Зверев, поставлять российское сырье тем странам, где такая переработка уже развита, например – в КНР.

Также напомним, что в ходе расследования дела "минтаевого картеля" российские антимонопольщики установили, что так называемый "русский отдел" гонконгско-китайского холдинга "Пасифик Андес " через скупленные ранее рыбодобывающие компании Дальнего Востока, по сути, и стал инициатором создания Ассоциации добытчиков минтая (АДМ). В дальнейшем же Ассоциация "поймала в иностранные сети" и ряд других предприятий, чтобы позволить "Пасифик Андес" скупать российские биоресурсы по согласованным ценам, считает ФАС.