18.01.2021
Потеряв полномочия по административному давлению на экспортеров живых морепродуктов, Росприроднадзор усилит пресс госэкоэкспертизы на морскую аквакультуру. Госрегулятор уже демонстрирует повышенный аппетит в отношении прибрежного рыболовства. Правительство, без лобби крупного бизнеса, бездействует.
«Из всех кратий, включая аристократию и демократию, процветает превыше всего бюрократия»
Джеймс Фенимор Купер, 1835 г.
В марте прошлого года Росприроднадзор принял административный регламент по предоставлению госуслуги по выдаче платных заключений на вывоз с территории Евразийского экономического союза диких живых животных, в число которых также входит живая рыба, ракообразные, моллюски и т.д.
Прописанный в регламенте порядок получения заключений на экспорт оказался чересчур забюрократизированным, сразу же поставив в сложное положение экспорт живых крабов, принадлежащий преимущественно крупным игрокам российского бизнеса. Согласно таможенной статистике, в 2019 г. Россия экспортировала 1134 партии живого краба весом 28,8 тыс. тонн, стоимостью 543 млн долл. США. Лакомый кусок для оформления платных разрешений и иных административно-бюрократических процедур.
Причём все эти негативные усложнения со стороны Росприроднадзора происходили в условиях значительного снижения финансового результата в рыбной отрасли на фоне мировой пандемии коронавируса и увеличения инвестиций рыбаков в основной капитал отрасли. Так, по информации ВАРПЭ, финансовый результат рыбной отрасли за 9 мес. прошлого года снизился на 23 %, а инвестиции в основной капитал увеличились в 2 раза. Рыбаки больше отдают, чем зарабатывают, укрепляя продовольственную безопасность страны, но Росприроднадзору, судя по всему, это не интересно.
По информации Ассоциации добытчиков краба Дальнего Востока, в которую входят крупнейшие компании и холдинги по добыче краба, такие как ООО «Север», АО «Т-Краб», ООО «Пасифик Краб», ООО «Дальневосточное побережье», ООО «Камчатка Краб», ОАО «Феникс», ООО «МагСи Интернешнл», вступивший летом в силу порядок, не учитывает специфику и практику работы предприятий. По новому регламенту хозсубъекты обязаны предоставлять документы, подтверждающие фактический вылов и получать лицензию на каждую судовую партию, даже в рамках одного контракта. Сроки оформления документов могли вырасти до 27 рабочих дней. Возникает риск порчи или гибели живого товара. Как подсчитали в ассоциации, такой простой может обойтись в 2 млрд рублей.
Причем Росрыболовство сразу же встало на сторону крабодобытчиков, выступив за упрощение административных процедур. Как отметили в Росрыболовстве, процедура лицензирования экспорта живой продукции избыточна, поскольку дублирует работу других надзорных ведомств. Учет вылова и производства продукции на судах рыбопромыслового флота в постоянном режиме ведется в отраслевой системе мониторинга, а контроль за выловом в море осуществляет Погранслужба ФСБ России. Кроме того, все уловы или продукция из них доставляется в обязательном порядке на таможенную территорию России, где проходит весь необходимый контроль. Рабочая группа по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере рыболовства также поддержала необходимость отмены согласования заключений на экспорт живого краба в Росприроднадзоре, как обусловленной высокими непроизводительными издержками экспортеров в ожидании оформления и отсутствием смысловой нагрузки у данного разрешения.
Как подчеркивали в отраслевом сообществе, документ, подтверждающий фактический вылов, нормативно не закреплен, нет четких критериев по его оформлению. Одним словом, полный набор бюрократизации и избыточных административных требований.
В результате неоднократных обращений в адрес курирующего рыбную отрасль вице-премьера Виктории Абрамченко, крупный бизнес сумел на правительственном уровне защитить свои интересы. Государство повернулось лицом к бизнесу, передав полномочия по оформлению заключений на экспорт живой продукции рыболовства Федеральному агентству по рыболовству. Соответствующее постановление правительства подписано 28 декабря 2020 г.
Росрыболовство приступило к реализации новых полномочий и, как сообщили в отраслевом сообществе, первые разрешительные документы уже успешно оформлены. Теперь на очереди стоит вопрос об отмене лицензирования Минпромторгом экспорта живых рыбы и морепродуктов в целом.
Благодаря лобби крупного бизнеса удалось нейтрализовать аппетиты Росприроднадзора по чрезмерному регулированию экспорта живой продукции, что нельзя сказать о другой, достаточно новой и молодой, но очень перспективной отрасли российского рыбного хозяйства – аквакультуре.
Согласно данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации (ФАО) ООН, к 2030 году совокупный мировой объем производства рыбы вырастет до 204 млн тонн. Доля аквакультуры, которая в настоящее время уже достигла 46 %, будет расти и далее, обеспечивая сотни миллионов людей рыбной продукцией. Промышленного вылова рыбы уже не хватает, чтобы обеспечить рыбой все население планеты.
В России аквакультура не столь развита, как в остальном мире. Наша страна вылавливает порядка 5 млн тонн рыбы в год, тогда как годовой объём аквакультуры составляет около 250 тыс. тонн. Росрыболовство прилагает значительные усилия для развития аквакультурной составляющей. Разработанная Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса РФ предусматривает, что в 2030 году годовой объём аквакультуры приблизится к полумиллиону тонн. Значительная роль в этом отводится Дальнему Востоку с его огромными морскими акваториями и ценными видами гидробионтов, такими как дальневосточный трепанг, гребешок, морской еж и т.д., высоко котирующимися на азиатских рынках в силу своих вкусовых, высокопитательных и полезных качеств.
«Трудно говорить с желудком, у которого нет ушей»
Марк Порций Катон Старший, II век до н.э.
И здесь, на Дальнем Востоке для предприятий морской аквакультуры опять же встает вопрос избыточных административных барьеров со стороны Росприроднадзора. Только, в отличие от экспорта живого краба, здесь нет крупного бизнеса, способного пролоббировать свои интересы на федеральном уровне. В марикультуре работают предприятия малого и среднего бизнеса, в своём большинстве это микро и малые предприятия, не имеющие возможности лоббировать свои интересы на правительственном уровне. Может быть поэтому, правительство и не видит проблем в этом сегменте, сохраняя режим молчания.
Суть вопроса достаточно проста. Согласно п. 2 ст. 34 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.
Формулировка «и иной деятельности» в данной статье закона и является камнем преткновения и бичом развивающейся аквакультурной отрасли Российской Федерации. Парадоксальность ситуации еще состоит в том, что аквафермеры на пресноводных водоёмах государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ) не проходят. Законодательство это не предусматривает. Под пресс ГЭЭ подпадает только морская аквакультура.
Пользуясь этим размытым и неопределенным положением закона Росприроднадзор применяет к аквафермерам те же требования, что и к нефтехимической индустрии и иным опасным для окружающей среды производствам.
В настоящее время марифермерам на Дальнем Востоке выделено 83 тыс. га морских акваторий, из которых 70 тыс. га приходится на Приморский край (84 %).
Примечательно, что в морской аквакультуре Дальнего Востока большинство компаний работает с пастбищной аквакультурой. Это когда высадив 100 % молоди гребешка или трепанга в естественную среду обитания, марифермер спустя несколько лет может собрать из моря не более 20 % их урожая. Остальные гидробионты остаются в море. Это называется, в том числе и по законодательству о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов – воспроизводство.
То есть, большинство предприятий марикультуры занимаются тем, что восстанавливают природный баланс, воспроизводя ценные и особо ценные виды обитателей моря, многие из которых запрещены в Приморском крае к промыслу, т. к. их популяции подорваны, а Росприроднадзор снимает с этих компаний три шкуры, требуя прохождения ГЭЭ по условиям, предъявляемым к опасным и особо опасным категориям промышленности.
Согласно официальным данным Правительства Приморского края, за 9 месяцев 2020 г. уровень производства аквакультуры по сравнению с прошлым годом вырос в 1,7 раза. Предприятия аквакультуры вырастили гребешка – 15,6 тыс. тонн, трепанга – 4,5 тыс. тонн, мидии – 2 тыс. тонн, устрицы – 3,2 тыс. тонн, морского ежа – 1,3 тыс. тонн, ламинарии (морской капусты) – 20,8 тыс. тонн. Доля морской капусты составляет 44 %. Скажите, какой вред природе может нанести выращивание морской капусты, которая и так растет повсеместно?
В случае, если аквафермер не пройдет ГЭЭ, его предприятие должно прекратить деятельность и свернуться. И понапрасну пойдут все усилия Росрыболовства, Минвостокразвития, Минсельхоза РФ, вице-премьера - полпреда президента РФ по ДФО Юрия Трутнева по развитию аквакультуры. Все федеральные и региональные программы по господдержке, льготному кредитованию, страхованию, национальный проект развития экспорта на ДВ и другие программы станут неактуальными.
Если посмотреть на цифры, то получается следующая картина. На Дальнем Востоке расположено около 330 рыбоводных (аквакультурных) участков, 300 участков в Приморском крае и порядка 30 в остальных регионах Дальнего Востока. Каждый участок должен пройти процедуру ГЭЭ. По независимым оценкам экспертов отраслевого сообщества стоимость экспертизы составляет порядка 1,5 млн рублей за один участок. В итоге получается впечатляющая цифра – 495 млн рублей!
Причём стоимость ГЭЭ одного участка одинакова для всех морских огородов, вне зависимости от их площади. Так, стоимость экспертизы участка в 1 га и участка в 500 или 1000 га, будет примерно одинаковой. При этом в пользовании одного предприятия, как правило, находиться несколько аквакультурных участков. Таким образом цифра в 1,5 млн рублей увеличивается для субъекта малого и среднего бизнеса в несколько раз и становится неподъемной.
Даже если аквафермеры смогут найти эти деньги и пройти ГЭЭ по избыточным, по их мнению, требованиям, эти средства – 0,5 млрд рублей, выбывают из производственного процесса, что автоматически скажется на результативности развития марикультуры на Дальнем Востоке. Реализация Доктрины продовольственной безопасности, политики импортозамещения на ДВ окажется, да уже оказалась, под угрозой.
В настоящее время марикультура Приморского края и ДВ демонстрирует рост, но что же будет, если Росприроднадзор сможет добиться реализации своих требований? Сюда же необходимо добавить марикультуру Крыма и Краснодара, Северного морского бассейна, прежде всего это Мурманск. Для них условия аналогичны.
Согласно приказу Минприроды РФ от 12.05.2014 № 205 «Об утверждении порядка определения расходов на проведение госэкоэкспертизы», государственный сбор составляет порядка 450 тыс. рублей. Стоимость разработки рыбоводного обоснования, оценки воздействия планируемой деятельности на водные биоресурсы и среду их обитания, а также расчет возможного экологического ущерба, согласно прейскуранту ВНИРО, на который ориентируются другие экологические проектировщики, достигает 900 тыс. рублей за один участок. Стоимость подготовки материалов для Росрыболовства в специализированных компаниях достигает 300 тыс. рублей. Отдельную статью расходов составляет подготовка проекта оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), его стоимость 300 – 500 тыс. рублей. Из этих цифр формируется средняя цена прохождения ГЭЭ в 1,5 млн рублей.
Любопытно, что местом проведения госэкоэкспертизы для морских аквакультурных хозяйств и предприятий со всех регионов России Росприроднадзор определил Черноморо-Азовское морское управление Росприроднадзора. К расходам на её проведение могут еще добавиться логистические расходы, которые могут составлять 100 – 300 тыс. рублей. Странная позиция госрегулятора, усложняющая и без того запутанный и бюрократизированный процесс. Здесь же необходимо отметить и разную специфику, климатические, географические и иные особенности Черноморского и Дальневосточного рыбохозяйственных бассейнов, ставящие под вопрос компетенцию специалистов Черноморо-Азовского ТУ Росприроднадзора и, соответственно, качество проводимых госэкоэкспертиз для Дальнего Востока.
Не лишним будет здесь вспомнить призыв премьера РФ Михаила Мишустина, озвученный им на заседании кабинета министров 6 февраля 2020 г. Глава правительства призвал кабмин внимательно относиться к возможным последствиям принимаемых решений, учитывать нужды людей и не допускать формализма. Мнение аквакультурщиков, несмотря на их многочисленные обращения в госорганы, Росприроднадзор не спрашивает, не слышит и не учитывает.
Более того, в конце 2020 года аппетиты Росприроднадзора еще более выросли. Госрегулятор решил распространить требование о проведении государственной экологической экспертизы и на прибрежное рыболовство, которое за все десятилетия своего существования и не слышало об этой экспертизе.
По информации информационного агентства Fishnews, по итогам лососевой путины в отношении 10 сахалинских рыбодобывающих предприятий из-за отсутствия ГЭЭ при осуществлении деятельности на рыболовных участках возбуждены административные дела. А в декабре текущего года Росприроднадзор уточнил, что положительное заключение экспертизы не требуется, если речь идет о квотируемых видах водных биоресурсов. Но для всех остальных объектов промысла экологическая экспертиза обязательна.
По оценке Ассоциации рыбопромышленных предприятий Сахалинской области, настолько революционные изменения в порядке осуществления рыболовства ставят под угрозу весь промысел, как тихоокеанских лососей, так и других «неодуемых» видов. Причем не только на Дальнем Востоке, а во всех рыбохозяйственных бассейнах страны.
При этом непонятно, что является объектом госэкспертизы, какой срок будет действовать заключение. Решение этих вопросов отдано на уровень теруправлений Росприроднадзора, и тут может включиться коррупциогенный фактор, считает президент ассоциации Максим Козлов.
Он также отметил, что ГЭЭ затратна как финансово, так и по времени. Уже сегодня хозяйствующим субъектам предлагается проходить или подготавливать документы для прохождения такой экспертизы со стоимостью работ от 2 до 4 млн рублей.
Об угрозах для рыболовства заявили и руководители других объединений отрасли. Непонятно, как в таких условиях быть с промыслом лососей. Анализ показывает, что даже если предприятия будут вынуждены проходить процедуру ГЭЭ, они не смогут уложиться в поставленные сроки – к этому времени просто не будет материалов прогноза вылова, обращают внимание в Ассоциации добытчиков лососей Камчатки. К тому же прогноз по вылову красной рыбы может меняться несколько раз за путину, получается, что каждый раз нужна новая экспертиза? Или рыбакам жертвовать уловом? Это перечеркивает все успехи в оперативном регулировании промысла, которых отрасль добилась за последние десять лет. Вопросы с прохождением ГЭЭ ставят под угрозу работу предприятий, отмечают руководители отраслевых объединений.
«Мы можем подкосить все полностью, – удивился подходу надзорных органов замминистра сельского хозяйства - руководитель Росрыболовства Илья Шестаков. – Мне кажется, достаточно правил рыболовства и разрешенных или запрещенных орудий лова. В рамках этого можно проводить оценку экологических последствий, если это так необходимо».
Помимо Росрыболовства, ситуацией с госэкоэкспертизой заинтересовались уже в Государственной Думе и Генеральной прокуратуре России. Действительно, очень странная позиция государственного органа. С одной стороны президент страны Владимир Путин и премьер Михаил Мишустин говорят и предпринимают экстраординарные меры для поддержки и сохранения бизнеса, в том числе и в период мировой пандемии коронавируса, есть серьезные проблемы с поставками нашей рыбопродукции на рынок Китая по этой причине, отрасль находится в подвешенном положении, к этому необходимо добавить неудачную лососевую путину на Камчатке и особенно Сахалине, многие прибрежные предприятия могут испытывать серьезные финансовые трудности, балансируя на грани закрытия, а Росприроднадзор вводит новые требования, грозящие многомиллионными тратами.
Сейчас сложно предположить, как будут развиваться события далее, но неоспоримо одно – для освобождения морской аквакультуры из-под пресса госэкоэкспертизы Росприроднадзора необходимы изменения в действующее законодательство. Либо передать эти полномочия в Росрыболовство, чтобы развитием и контролем аквакультуры занимался один профильный госорган и не было, как в известной басне Крылова «Лебедь, щука и рак». Эта необходимость назрела давно, чему пример растущее желание Росприроднадзора положить под пресс ГЭЭ теперь и прибрежную рыбную отрасль, препятствуя её развитию.