Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Рыба и икра: путь от первой свежести до «второй»

10.10.2019

Как сообщили изданию «Далекая окраина» в пресс – службе Роскачества, результаты проведённых исследований, а также итоги проверок, организованных контрольно-надзорными органами, показали, что проблемы, связанные с качеством рыбы и рыбной продукции, в России пока остаются.

Одной из таких проблем являются нарушения температурного режима во время перевозки, сообщения о которых стали появляться всё чаще.

Неправильные вагоны

24 сентября Россельхознадзор отчитался о выявлении крупной партии мороженой горбуши общим весом 44,76 тонн, которая была транспортирована в Московский регион с нарушением температурного режима. А днём ранее в ведомстве сообщили, что на железнодорожной станции «Бекасово-сортировочное» было приостановлено оформление сразу двух партий рыбы с точно таким же нарушением. Общий вес продукции тогда составил более 51 тонны.

В чём же причина столь частых нарушений? По данным Ассоциации операторов рефрижераторного подвижного состава (АСОРПС), до 80% скоропортящейся продукции доставляется с нарушением температурного режима.

«Перевозки рыбы и мяса, особенно весной, летом и осенью идут с нарушением температурного режима, а это значит, что продукты приезжают на склады магазинов либо подтаявшими, либо полностью размороженными, в результате чего вскоре становятся полностью испорченными. Это касается и детского питания: транспортировка такого вида продукции с несоблюдением температурного режима является прямой угрозой здоровью детей», - рассказал президент АСОРПС Михаил Синёв.

По его словам, причина этого заключается в том, что зачастую из экономии отправитель товара выбирает для его транспортировки не вагоны-рефрижераторы, как установлено обязательными требованиями, а так называемые вагоны-термосы.

«Такие вагоны лишь удерживают заданную температуру внутри себя по такому же принципу, как и обычный термос для чая или кофе. Однако постепенно они принимают температуру окружающей среды, и в день могут прогреваться на один градус, если на улице положительная температура. Перевозки рыбы и мяса в таких вагонах, особенно весной, летом и осенью идут с нарушением температурного режима. А это значит, что продукты приезжают как минимум подтаявшими, либо полностью размороженными», - уточнил Михаил Синев.

По словам главы АСОРПС, впоследствии недобросовестные предприниматели заново замораживают подтаявшую рыбу и либо отправляют её сразу на прилавки, либо используют для изготовления салатов, пытаясь замаскировать несвежий продукт с помощью специй и майонеза.

«Необходимо помнить, что несоблюдение правил перевозки продуктов питания приводит к снижению срока их хранения. Именно по этой причине так важно возить продукты, особенно скоропортящиеся, при установленных температурах. Если это замороженная рыба, то жёстко при -18, если это консервы, соки, пиво, йогурты, то с тем температурным режимом, который указан на упаковке», - подчеркнул эксперт.

Неправильное хранение

Соблюдение температурного режима во время перевозки скоропортящихся продуктов не единственный фактор, влияющий на качество.

Как показали результаты лабораторных испытаний икры лососевых рыб, проведённых Роскачеством в 2016 и 2018 годах, основные несоответствия касались именно микробиологических показателей продукции - такие нарушения были обнаружены почти в половине исследованных образцов. И одной из причин могло стать несоблюдение условий хранения.

Заместитель руководителя Роскачества Елена Саратцева:

При исследовании не было возможности проконтролировать соблюдение температур во время изготовления и транспортировки продукции, однако были измерены температуры её хранения. Температура хранения икры солёной, установленная ГОСТом, составляет от -4 до -6 градусов, и не является типичной для обычного бытового холодильника. Вместе с тем следует отметить позитивную динамику соблюдения температуры в местах реализации: если в 2016 году она соблюдалась только одним продавцом, то в 2018-м - уже в 16 из 26 торговых точек.

Важно

При соблюдении необходимых условий икра лососевых рыб может храниться до 12 месяцев, не теряя своих потребительских качеств.

Культура производства

Соблюдение условий «холодной цепочки» обязательно при перевозке продуктов, но не менее важно поддерживать правильные санитарно-гигиенические условия при их производстве.

Заместитель руководителя Роскачества также добавила, что вопросы сохранения качества рыбы требуют комплексного подхода и взаимодействия всех участников, начиная от рыбаков – добытчиков, логистических провайдеров и изготовителей, и заканчивая точками реализации, с активным участием профильных научно-исследовательских институтов.

Как не купить испорченные продукты?

Учитывая всё вышесказанное, возникает вопрос: как в таком случае быть покупателю, которые не может проверить качество продукта в лабораторных условиях, особенно, если этот продукт – замороженная рыба или банка икры?

Проверьте температуру в холодильнике. Необходимо оценить условия хранения продуктов в магазине – взгляните на градусник, установленный в холодильнике. В случае с замороженной рыбой она не должна превышать -18 градусов, в случае с икрой - быть в пределах от -4 до -6 градусов (банка не должна быть вздутой).

Проверьте срок годности. Кроме того, нельзя забывать и о сроках годности. Для икры, упакованной в герметичную тару, он составляет около 12 месяцев, для рыбы - от 3 до 10 месяцев, в зависимости от её вида.

Убедитесь в качестве ледяной глазури. Внешний вид рыбы и её глазури, то есть ледяной корочки, которой она покрывается в процессе производства, также играет большую роль. Согласно ГОСТ 32366-2013 «Рыба мороженая. Технические условия», глазурь должна равномерно покрывать поверхность рыбы и не отставать при лёгком постукивании.

Не переморожена ли рыба? Если рыбу замораживали повторно, это можно определить по разным признакам. Это: мутные глаза, повреждённые плавники и хвост.

Более подробно узнать о том, как правильно выбирать икру, мороженую рыбу и рыбные консервы, можно узнать из предыдущих материалов.

Далекая окраина