23.10.2013
Рыбная отрасль РФ, и прежде всего - Дальнего Востока, "гниет" с квотных рантье – то есть компаний, получивших в 2008 году от государства доли квот на вылов водных биоресурсов (ВБР), но не имеющих в настоящее время собственных рыбодобывающих судов, считают российские антимонопольщики. Вместе с тем жесткую оппозицию инициативам Федеральной антимонопольной службы, направленным на развитие "рыбной" конкуренции, представляют сейчас профессиональные лоббисты – руководители различных отраслевых организаций, самой значительной из которых на Дальнем Востоке считается Ассоциация добытчиков минтая (АДМ). Естественно предположить, что отдавать свои даром полученные в 2008 году квоты АДМ не намерена, поскольку речь здесь идет об очень больших деньгах, которые эти квоты приносят сейчас своим "владельцам", сообщает РИА PrimaMedia.
Напомним, что среди недавно озвученных инициатив ФАС РФ – направленных, по мнению ведомства, на "оздоровление" рыбной отрасли страны и развития в ней конкуренции - были и предложения по модернизации так называемого "исторического принципа" распределения квот. Антимонопольщики считают, что полная незыблемость "исторического принципа" способствует увеличению количества квотодержателей, не имеющих собственно рыбодобывающих судов, но выгодно торгующих полученными квотами (так называемых "квотных рантье" - ред.).
"Рантье, на мой взгляд, в экономике (я сейчас говорю как экономист) - это самое страшное явление. Как только где-то появляется рантье, сразу эта область начинает загнивать. Вся экономика рассчитывает с 19-го века на то, чтобы рантье ушли как класс", - заявил замруководителя ФАС Андрей Цариковский на пресс-конференции, организованной информагентством РБК 15 октября.
По мнению антимонопольного ведомства, сам "исторический принцип" - когда почти монопольное право на получение доли квоты на вылов того или иного ВБР имеют те, кто уже получал это право до 2008 года – за последние пять лет отчасти стал профанацией: доли квот зачастую давно уже поменяли своих "владельцев", в том числе, в результате реорганизаций юрлиц.
Следовательно, говорить о том, что одними и теми же квотами сейчас распоряжаются именно те компании, которым они были выделены в 2008 году – некорректно, считает ФАС.
Кроме того, по информации антимонопольщиков, многие из нынешних квотодержателей не имеют собственных мощностей, чтобы эту квоту освоить. Такие "квотные рантье" практически без издержек получают хорошие доходы, просто предоставляя имеющим суда компаниям свое право на вылов ВБР, паразитируя таким образом на реальном секторе экономики.
Также, считает ФАС, несколько рантье зачастую фрахтуют одно и то же промысловое судно, снабжая капитана множеством разрешений на вылов ВБР. Антимонопольщики предполагают, что полноценно контролировать, что, когда, где и в разрешенных ли объемах выловил такой "коллективный чартер", практически невозможно. Отсюда – браконьерство, контрабанда и прочие весьма доходные "виды рыбохозяйственной деятельности".
В качестве мер по уничтожению "квотных рантье" ФАС предлагает законодательно – путем внесения изменений в закон "О рыболовстве" - ввести принцип "один квотодержатель – одно судно". Также предлагается возвращать государству доли квот, "владельцы" которых не только не имеют собственных судов, но даже не удосуживаются арендовать рыбопромысловые мощности.
Высвободившиеся таким образом квоты Федеральная антимонопольная служба считает правильным и справедливым выставлять на торги – для увеличения доходов федерального и региональных бюджетов (в соотношении 50% на 50%), а также для того, чтобы в отрасль могли зайти новые игроки, заинтересованные в приобретении и строительстве нового рыбодобывающего флота.
От РИА PrimaMedia отметим, что "вставшее на дыбы" от инициатив ФАС "рыбацкое сообщество" - в лице, в том числе, и упомянутой Ассоциации добытчиков минтая – склонно представлять дело так, будто бы ведомство Игоря Артемьева намерено в 2018 году просто-напросто отобрать все без исключения квоты – и "поделить" между некими "москвичами", "финнами" и прочими "капиталистами", "обездолив несчастных рыбаков".
Как говорится в размещенном на сайте АДМ приложении к письму премьеру Медведеву за подписью президента Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) господина Шохина, сохранение "исторического принципа" необходимо для того, чтобы нынешние владельцы квот –без разделения на рантье и реальных рыбаков - могли и дальше "преодолевать тяжелое наследие перестроечных времен": устаревший физически и морально флот, сырьевой характер экспорта, малая доля доступной отечественной рыбопродукции на внутреннем рынке.
Желательно, информирует также Шохин, ссылаясь на позицию комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре, чтобы в 2018 году нынешние "рыбовладельцы" могли получить право "преодолевать наследие" не на 10 лет, а сразу на 25.
От РИА PrimaMedia напомним, что возглавляет "рыбную" комиссию РСПП не кто иной как президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев. Впрочем, господин Зверев, активно "продвигая" в СМИ идеи о невозможности отказаться от экспортно-сырьевой направленности рыбной отрасли РФ и малоперспективности развития в РФ глубокой рыбопереработки, предпочитает сейчас дистанцироваться от возглавляемой им Ассоциации, позиционируя себя в основном как члена руководящих органов РСПП и Всероссийской ассоциации рыбопромышленников, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ).
Что же касается самой АДМ, то "крестовый поход" ФАС против квотных рантье, вполне возможно, действительно задел ассоциацию "за живое". Дело в том, что, согласно открытой информации, многие из 45 заявленных участников АДМ не имеют собственных судов. Кроме того, в списке членов ассоциации прослеживаются целые цепочки компаний, имеющих один и тот же юридический адрес. Также одни и те же граждане обозначены как руководители сразу нескольких фирм.
По информации же источников в рыбной отрасли ДВ, зачастую одни и те же суда фигурируют в списках рыбодобывающих мощностей двух или трех компаний. Исходя из этой посылки можно предположить, что и Ассоциация добытчиков минтая, возможно, объединяет отнюдь не 45 "самостоятельных" рыбодобывающих компаний, а гораздо меньше.
От редакции агентства отметим, что "PR-игры" с количеством членов, ресурсов и мощностей иногда используются различными общественными организациями – в том числе и отраслевыми – для придания себе большего веса и авторитета в диалоге с общественностью и представителями власти.
Также напомним, что "нелюбовь" господина Зверева к ФАС, которую президент АДМ активно транслирует и через другие структуры, может быть вызвана еще и следующим обстоятельством. Как ранее сообщало агентство, еще в декабре 2012 года комиссия ФАС заявила о том, что гонконгский холдинг "Пасифик Андес" создал на базе АДМ настоящий картель международного масштаба. Холдинг координировал его работу через аппарат организации, согласовывая с предприятиями объем добычи минтая и его переработки, условия и цены реализации продукции.
Российские антимонопольщики установили, что так называемый "русский отдел" гонконгского холдинга "Пасифик Андес" через скупленные ранее рыбодобывающие компании Дальнего Востока, по сути, и стал инициатором создания Ассоциации добытчиков минтая (АДМ). В дальнейшем же Ассоциация "поймала в иностранные сети" и ряд других предприятий, чтобы позволить "Пасифик Андес" скупать российские биоресурсы по заниженным ценам.
Несмотря на то, что Ассоциация добытчиков минтая отрицает свою "картельную сущность" - умалчивая, впрочем, о своей аффилированности с иностранным капиталом – последствия расследования ФАС уже проявились: АДМ потеряла ряд членов, квоты на добычу водных биологических ресурсов (ВБР) и, соответственно, влияние. Российский минтай "уплывает" от АДМ к владельцам компании "Русское море добыча" - в общей сложности 12% квот на добычу ценного рыборесурса уже ушли из под контроля ассоциации.
Добавим также, что комиссия ФАС считает, что иностранцы могли использовать АДМ как структуру, имеющую возможности по выходу на органы государственной власти Российской Федерации, в том числе и с законодательными инициативами.
В связи с этим следует также отметить, что в совет возглавляемой Зверевым АДМ входит и сенатор от Сахалина Александр Верховский – владелец крупного рыбодобывающего холдинга ЗАО "Гидрострой" и целой плеяды других компаний, чья высокая доходность во многом "завязана" именно на поставках в страны АТР рыбного сырья.