Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Сахалинские рыбаки пожаловались на нечестную игру при организации путины

15.06.2022

Горбушовая и кетовая путина в Сахалинской области вот-вот начнется, и некоторые рыбаки не хотят, чтобы в этом году повторились истории, которые, как они считают, ущемляют бизнес. Во время прошлой путины, равно как и до этого, в регионе чинились препятствия для широкого участия малого и среднего бизнеса в добыче анадромных видов рыб. Представители рыбацкой общественности попытались донести до федеральных чиновников эту ситуацию. Они считают, что процесс добычи лососевых напоминает нечестную игру. Об этом рыбаки написали в обращении к министру сельского хозяйства РФ Дмитрию Патрушеву. Напомним, его отец, секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев, в сентябре прошлого года признавал, что на Сахалине процветает браконьерство.

При организации промысла тихоокеанского лосося творится безобразие и произвол, считает группа рыбаков. Подходы лосося к нашим берегам за последние годы резко сократились по нескольким причинам. Одна из них — решения, принимаемые комиссией по регулированию добычи водных биоресурсов на основании рекомендаций ВНИРО, Главрыбвода и территориального органа Росрыболовства. Фактически стратегию промысла лосося принимают на заседаниях ВНИРО. И в прошлом, и в этом году основная цель стратегий — выполнение программ заводского разведения лосося и заполнение производственных мощностей ЛРЗ (лососевых рыбоводных заводов). Обеспечение уловов рыбодобывающих предприятий, занятость населения, поступление налоговых платежей — все это не рассматривается стратегией промысла. Получается, что группа должностных лиц, уполномоченных регулировать промысел лосося, принимает решения, направленные против экономических интересов и продовольственной безопасности страны, считают авторы обращения. Они утверждают, что каждый год под видом регулирования промысла изыскивают новые схемы и способы добычи лосося в интересах конкретных лиц.

"Попытки перераспределения ВБР предпринимались еще в 2001 году. Госкомрыболовство издало приказ, определяющий преференции, в том числе и по промысловым участкам, для рыбоводов. Приказом базовые реки закреплялись за ЛРЗ, а предустьевые зоны закрепленных рек расширялись. Многие промысловики лишались бы до 8 км участка прибрежья возле нескольких нерестовых рек. Приказ был отменен как необоснованный. Очередной виток лоббирования преференций для ЛРЗ начался в 2004 году после принятия в области концепции развития искусственного воспроизводства ВБР и товарного рыбоводства в Сахалинской области как основы прибрежного рыболовства. Был разработан проект обращения областной думы к председателю Правительства РФ Михаилу Фрадкову о необходимости оказания поддержки рыбопромышленникам, занимающимся воспроизводством ВБР в Сахалинской области. В проекте было сказано: "Закрепить за рыбоводными предприятиями в постоянное пользование рыбопромысловые участки по пять километров по обе стороны устьевой зоны базовой реки предприятия. Промысловые участки в устьевых зонах базовых рек безлюдных питомников установить в размере по одному километру по обе стороны устьевых зон этих рек". Однако из-за отсутствия обоснованной проработки этого вопроса и нарушения прав и законных интересов традиционных пользователей, решение принято не было", — говорится в обращении к Дмитрию Патрушеву.

Сейчас, продолжают рыбаки, происходит очередная попытка распределить федеральный биоресурс в виде горбуши и кеты между несколькими предприятиями. В качестве основания создания запретов и ограничений для большинства рыбодобывающих предприятий во главу угла вновь ставится деятельность рыбоводных заводов. Устанавливаются семикилометровые зоны расселения кеты, где получают право добычи предприятия, имеющие рыбоводные заводы. В стратегии прямо указывается, что кета является продуктом заводского происхождения и ее должны добывать лишь предприятия, занимающиеся ее разведением. При этом такими предприятиями добывается и горбуша, добыча которой ограничивается остальным рыбодобывающим предприятиям области.

Авторы обращения отмечают, что в статье 10 федерального закона о рыболовстве и сохранении ВБР от 20 декабря 2004 года указано, что все водные биоресурсы находятся в федеральной собственности, за исключением случаев, указанных в части 2 этой статьи. Какой-то иной собственности на анадромные виды рыб закон о рыболовстве не знает, а значит, все имеют равный доступ к пользованию водными биоресурсами.

Многие научные статьи говорят, что искусственное воспроизведение тихоокеанского лосося может быть лишь дополнением к естественному, но никак не замещать его. Подтверждением этой практики является рыбоводство лососевых в 1980‑1990 годах, когда государственные рыбоводные заводы только восполняли на научной основе по заказу государства стада горбуши и кеты, а рыбодобывающие предприятия добывали лосося без деления на дикую и заводскую популяцию. Об этом тоже говорится в обращении.

В Сахалинской области наращивается количество рыбоводных заводов, ориентированных на разведение кеты. Более того, такие рыбоводные заводы ставятся на водных объектах, являющихся естественными местами нереста горбуши. Таким образом, ради получения приоритетного права на добычу кеты сегодня уничтожаются природные места нереста горбуши. И это также один из факторов снижения популяции горбуши.

Неоспорим тот факт, продолжают рыбаки, что искусственное разведение кеты в местах, являющихся естественными местами нерестилища горбуши, фактически уничтожает популяцию горбуши, снижает кормовую базу для мальков, появление смешанных стад тихоокеанского лосося снижает нагул лосося, он становится мельче.

Выделение приоритета на право добычи тихоокеанского лосося рыбоводным заводам — это неприкрытое распределение ВБР между конкретными предприятиями. И в этом участвуют работники научных учреждений, СКТУ, Росрыболовства, сахалинского филиала Главрыбвода, областного агентства по рыболовству, уверены авторы обращения.

Они пишут также, что сотрудник СахНИРО, доктор биологических наук еще в 2005‑2006 годах, когда в области действовало 34 рыбоводных завода, доказывал, что "заводское разведение является единственным способом уменьшения ожидаемых потерь биомассы горбуши от ухудшения условий воспроизводства".

Сегодня в Сахалинской области действуют 62 рыбоводных завода и этот же сотрудник, несмотря на катастрофическое снижение подходов лосося к Сахалину, в своих рекомендациях продолжает утверждать, что рыбоводные заводы приносят пользу.

"Мы считаем, и не без оснований, что такие рекомендации научных работников выдаются умышленно, фальсифицируя подлинные данные о роли искусственного разведения тихоокеанского лосося в Сахалинской области", — говорится в письме.

Известно, что большинство водных объектов региона традиционно являлось местами нереста именно горбуши. Однако наделение рыбодобывающих предприятий, имеющих в собственности или аренде рыбоводные заводы, первоочередным правом добычи тихоокеанского лосося способствовало тому, что многие заводы стали переориентироваться с разведения горбуши на более дорогую кету. В результате уловы горбуши как основного промыслового вида анадромных видов рыб ежегодно падают. Нерестилища горбуши уничтожаются, популяция горбуши снижается, а популяция кеты также не оправдывает надежд.

"Не так давно на одном из совещаний по вопросам сохранения водных биоресурсов руководитель Федерального агентства по рыболовству Шестаков И. В. сказал, что "из ваших докладов следует, что у вас возврат рыбы по Сахалину должен составлять почти 300 тысяч тонн, а где эта рыба?". Вопрос целесообразности такого количества рыбоводных заводов на Сахалине и их эффективность должны быть предметом объективной, подтвержденной соответствующими исследованиями проверки. Пока результат их работы ежегодными уловами лосося не подтверждается, — сказано в обращении.

Рыбаки вспоминают, что в 2010‑2011 годах были сформированы новые рыбопромысловые участки и проведен конкурс (аукцион) на заключение договоров пользования этими участками, в том числе и на реках Сахалинской области. В результате на таких реках ставятся орудия лова в устьях рек в виде рыбоучетных заграждений, а вся рыба изымается и нерестовые площади остаются без производителей. А ведь рыбопромысловые участки на реках формировались также по рекомендациям научных организаций и учреждений.

Деятельность комиссии по регулированию добычи анадромных видов рыб в Сахалинской области заслуживает особого внимания, считают представители рыбацкой общественности. Порядок деятельности комиссии и ее состав настолько специфичны, что решения всегда будут приниматься так, как посчитают нужным в узком кругу. Одно лишь положение о необходимости принятия комиссией решений только на основании рекомендаций ученых не дает никакой возможности для действительного регулирования промысла тихоокеанского лосося. Состав комиссии расширен до 23 человек без всяких оснований, членам комиссии представлено право предоставлять свое согласие без участия на заседаниях комиссии. В состав комиссии включены представители Минобороны, Росприроднадзора, департамента общественных коммуникаций, которые не имеют никакого отношения к промыслу анадромных видов рыб. Практически каждое заседание комиссии проводится в отсутствии девяти ее членов. Многие члены комиссии не принимают участия в каких бы то ни было обсуждениях по организации рыболовства, а просто голосуют так, как надо, в том числе дистанционно.

В пункте 5.2 порядка деятельности комиссии, утвержденного приказом Минсельхоза РФ № 170 от 8 апреля 2013 года, говорится, что комиссия определяет в том числе и конкретное количество рыболовных участков. При этом ФАР утверждает, что это всего лишь мера регулирования промысла, а не запрет. А если в рыбодобывающем предприятии всего один рыболовный участок, на котором ставится всего одно орудие лова? Для него это уже не мера регулирования, а полный запрет на предпринимательскую деятельность по добыче анадромных видов рыб. Это положение было введено в порядок деятельности комиссии в 2020 году, а в 2021 комиссия уже лишила ряд рыбодобывающих предприятий права на добычу анадромных видов рыб.

Такое положение не только нарушает право юридических лиц и ИП на добычу горбуши и лосося, но и противоречит ФЗ № 166 "О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов" от 20 декабря 2004 года, считают рыбаки. В статье 33.3 говорится, что по договору пользования рыболовным участком одна сторона (орган государственной власти) обязуется предоставить другой стороне (юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю) право на добычу (вылов) водных биоресурсов на рыболовном участке. То есть это не право комиссии, а обязанность.

Сейчас комиссия стала инструментом для обеспечения добычи "своим" предприятиям, делают вывод сахалинцы, обратившиеся к Патрушеву. Неугодных членов комиссии просто исключают. Фактически добыча такого федерального биоресурса, как горбуша, распределена между несколькими юридическими лицами. Отсюда такие высокие цены на рыбу не только в России, но и на внутреннем рынке Сахалинской области.

"Считаем, что в данном случае нарушаются не только права и законные интересы рыбодобывающих предприятий, не имеющих в собственности рыбоводных заводов, но и подрывается экономическая составляющая в регионе, снижаются налоговые поступления, занятость населения, уничтожаются естественные места нереста лосося, в том числе и от браконьерского вылова. В связи с этим просим вас вмешаться и поручить ответственным должностным лицам разобраться с возникшей ситуацией и принять меры по устранению административных барьеров при организации промысла анадромных видов рыб в этом году", — говорится в письме.

Его авторы обратились в областную думу за содействием. Обращение от одного из депутатов было направлено в Минсельхоз. Ответ пришел из департамента образования, научно-технологической политики и рыбохозяйственного комплекса этого министерства.

По информации СКТУ, снижение в последние годы уловов лосося в Сахалинской области произошло из-за ухудшения условий его естественного воспроизводства, говорится в ответе. Упоминаются экстремальные факторы среды в реках (мощные паводки в период нереста и после него, размывающие грунт нерестилищ) и в морском прибрежье (штормы в период ската молоди из рек). При этом уловы кеты существенно увеличились, что явилось прямым следствием развития заводского разведения этого вида с использованием современных технологий.

По информации ВНИРО, совокупный запас горбуши и кеты является промысловым запасом, формируемым за счет воспроизводства этих видов в конкретных районах. Расположение районов нереста горбуши и кеты принципиально различно. Горбуша массово заходит практически во все реки. У кеты, напротив, районы нереста основных стад географически локальны и на Сахалине немногочисленны, так как этот вид нерестится на участках с многочисленными выходами грунтовых вод. К тому же вследствие особенностей расположения своих нерестилищ кета испытывает существенно более высокий браконьерский пресс по сравнению с горбушей. В этой связи промысел кеты разрешается только в локальных районах, где уровень воспроизводства позволяет вести ее промысел, говорится в ответе Минсельхоза.

В остальных районах области промысловый запас кеты формируется сейчас только за счет деятельности лососевых рыбоводных заводов, поэтому и вылов ее разрешается в районе впадения рек, на которых расположены эти заводы. Данная мера направлена на сохранение оставшихся диких и весьма малочисленных популяций этого вида.

В 2021 году состояние запасов горбуши в большинстве районов области было далеко от благополучного, говорится также в ответе. В прошлом году был предусмотрен запрет промышленного лова горбуши у юго-западного побережья Сахалина, в заливе Анива, а также в северной части залива Терпения. Запрет обусловлен значительным дефицитом производителей, которых, по оценкам ВНИРО, существенно не хватало для заполнения нерестилищ в нерестовых водоемах указанных районов.

Минсельхоз сообщает, что в соответствии с принципом приоритета сохранения ВБР этот запрет был утвержден в стратегии промысла, реализован на практике, его актуальность подтверждена результатами путины. В тех районах, где промысел горбуши был разрешен, право на вылов предоставлялось всем пользователям, чьи рыболовные участки находились в указанных районах.

В Сахалинской области наращивается количество ЛРЗ по выпуску кеты, в том числе и на небольших реках горбушевого типа. В процессе возврата кеты она полностью изымается в устьевой части реки, то есть не пропускается в нерестилища горбуши. Таким образом, заводское разведение кеты на таких реках позволяет создавать новые промысловые стада кеты заводского происхождения, не нанося ущерба воспроизводству горбуши. Выпуски подрощенной молоди кеты не приводят к ухудшению условий нагула в прибрежных морских водах скатывающейся с нерестилищ молоди горбуши, говорится также в ответе на обращение рыбаков.

Депутат облдумы от лица рыбацкой общественности обращалась также к прокурору Сахалинской области Вячеславу Шайбекову. Он ответил, что стратегия промысла тихоокеанских лососей не имеет силу нормативного акта, а значит, не содержит норм, обязательных для исполнения. Комментируя жалобу на нарушение прав некоторых предприятий на добычу лосося, прокурор сообщил, что нарушения со стороны комиссии по регулированию добычи анадромных видов рыб действительно были. На комиссию выносились вопросы, требующие наличия положительных рекомендаций научных организаций. Иногда бывало так, что уполномоченные лица просто не направляли такие положительные рекомендации в комиссию. Или даже не направляли заявки на получение рекомендаций. В прошлом году Сахалинская межрайонная природоохранная прокуратура вносила руководителю областного агентства по рыболовству представление о том, чтобы такого больше не повторялось.

На это надеются не только прокуроры, но и рыбаки. В этом году путина обещает быть неплохой.

Добыча лосося тесно связана в том числе с браконьерством. Чтобы представлять полную картину, можно вспомнить последние новости: сотрудники рыбоводного завода в Чехове много себе позволяют, сахалинские пограничники считают, что если много браконьеров — значит, хорошая выявляемость, на Сахалине все еще пытаются изжить скупку браконьерских уловов.

В 2020 году облдума обращалась в Москву по поводу браконьерских скупок. А в 2019-м губернатор Валерий Лимаренко грозился сам переговорить с силовиками, чтобы решить вопрос незаконных скупок.


FISHNET