Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Санкции усиливают отставание в строительстве рыбопромыслового флота

11.11.2022

Российские рыбаки смогут добывать на 20% больше рыбы, если будут построены дополнительные суда. Но пока программа обновления рыбопромыслового флота идет со скрипом. А сейчас на это наложились санкции - более 60% оборудования на судах импортное, и его поставки прекращены.

Последние несколько лет Россия добывает около 5 млн тонн рыбы в год. Вылов можно увеличить на 1 млн тонн за счет промысла на Дальнем Востоке. Но для этого нужен дополнительный флот, рассказал глава Росрыболовства Илья Шестаков в ходе "Открытого диалога" в Совете Федерации.

Сейчас в стране идет масштабное обновление флота. По словам Шестакова, объем инвестиций в отрасль за пять лет вырос в 2,7 раза и составил в 2021 году 77 млрд рублей. По программе обновления рыбопромыслового флота планируется, что к 2030 году возраст судов сократится до 21 года. Без модернизации этот возраст составил бы 40 лет, а суда стали непригодны для последующей модернизации.

Однако пока строительство идет с большим отставанием от графика. С 2017 года из 64 рыбопромысловых и 41 краболова построено всего 10 судов. Как ранее оценивали в Счетной палате, за пять лет реализации программы обновлено менее 1% отечественного рыбопромыслового флота. В мае 2022 года правительство продлило сроки реализации инвестпроектов по строительству судов рыбопромыслового флота на два года - с пяти до семи лет. Но и эти сроки выглядят сомнительными, пришли к выводу участники совещания.

Аудитор Счетной палаты Сергей Мамедов отметил, что в следующем году минпромторг обещал построить еще 29 судов, то есть сдавать более чем по два судна в месяц. При том что до этого строили по два судна за год. Надо также учитывать, что в тех судах, что уже спущены на воду, оборудование было закуплено в досанкционный период. А оно более чем наполовину было импортным. Сейчас для строительства судов нет даже проектов, указал Мамедов.

Какое-то оборудование уже сейчас готовы поставлять российские предприятия. Но есть критический импорт - это более 60 позиций. На импортозамещение в рыбопромысловых судах правительство выделило первые 7 млрд рублей, говорил ранее статс-секретарь, заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов.

При этом, по сведениям сенаторов, Международная морская организация (ИМО, организация при ООН) в последнее время задерживает регистрацию наших судов. Таким образом, есть риск, что в новой реальности все строящиеся рыбопромысловые суда могут быть вообще не зарегистрированы. На практике это значит, что российские суда смогут ходить только под отечественным регистром, в своей экономзоне. По оценке Ильи Шестакова, сейчас из 5 млн тонн около 800 тыс. тонн рыбы добывается вне российской экономзоны.

Российская Газета