Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Трафаретная бюрократия в борьбе с административными барьерами в марикультуре

15.06.2023

Продекларированное снижение административного давления на морскую аквакультуру может оказаться бюрократической фикцией.

Как общеизвестно отраслевому сообществу, Минприроды России и Росприроднадзором разработан обновленный законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об экологической экспертизе» и в иные законодательные акты РФ». Согласно ему, труднопреодолимый административный барьер в морской аквакультуре (марикультуре) в виде государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) Росприроднадзора окончательно узаконивается.

Согласно названному законопроекту, госэкоэкспертиза полностью остаётся для индустриальной марикультуры и снимается для пастбищной, кроме деятельности на особо охраняемых природных территориях (ООПТ), которые в марикультуре занимают значительный сегмент.

Данный законопроект подается таким образом, будто административный барьер в виде ГЭЭ для марикультуры ослабевает и не препятствует её динамичному развитию. Но если посмотреть повнимательней, то прежняя картина административного давления не меняется.

Согласно данным Национальной ассоциации предприятий индустриальной аквакультуры (НАПА) (https://www.fishnet.ru/news/aquaculture_news/eksperty-nazvali-top-3-populyarnyh-vidov-akvakultury-v-rf/?ysclid=limiix6mcq880972893), наиболее популярная в России – садковая аквакультура, доля таких хозяйств составляет 88 %. Предприятий, которые работают на установках замкнутого водоснабжения (УЗВ) – 8 %. Доля пастбищной аквакультуры – 4 %. Садковая аквакультура – это индустриальная, т.к. гидробионты выращиваются в садках.

Так о какой либерализации действующего законодательства и снятии или ослаблении административных барьеров в морской аквакультуре может идти речь, когда доля пастбищной аквакультуры занимает всего 4 %?

Необходимо напомнить, что требование об обязательном прохождении ГЭЭ для марикультуры появилось в результате обычного законодательного брака. В 2013 г. по инициативе Ямало-Ненецкого АО был принят уточняющий законопроект в части проведения дноуглубительных работ (https://sozd.duma.gov.ru/bill/98928-6). В п. 3 ст. 34 ФЗ от 31.07.1998 № 155-ФЗ о внутренних морских водах, перечисляющий виды деятельности подлежащие госэкоэкспертизе, была внесена обобщающая формулировка «….. и иной деятельности во внутренних морских водах». В итоге под ГЭЭ, безосновательно, т.к. никакого законопроектного обоснования не было, попала вся морская аквакультура. Законопроект даже не получил заключение Правительства РФ, т.к. в его карточке было указано, что оно не требуется. В настоящее время Минприроды и Росприроднадзору это известно, но они всячески пытаются этот барьер сохранить.

Стоимость прохождения ГЭЭ и совокупных взносов в различные фирмы и организации составляет около 5 млн руб. за один рыбоводный участок. Потенциал рынка ГЭЭ только в Приморском крае составляет 1,5 млрд рублей. Причём ГЭЭ дублирует идентичные природоохранные полномочия Росрыболовства, обременяя бизнес двойной административной нагрузкой. С 2013 года госэкоэкспертизу сумели преодолеть лишь 8 аквахозяйств из 114.

Представительством по Приморскому края АНО «Национальный общественный комитет по противодействию коррупции» (АНО НОКПК) в ближайшее время будут направлены соответствующие обращения.

Представительство по Приморскому краю АНО НОКПК