Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

В условиях прямых угроз безопасности и суверенитета РФ чиновники удерживают фиктивный административный барьер

10.03.2023

Ярким примером надуманного административного барьера является госэкоэкспертиза морской аквакультуры. Природоохранные регуляторы пытаются сохранить эту препону в ущерб развитию и инвестпривлекательности отрасли.

Россия вновь столкнулась с прямыми угрозами своей безопасности, суверенитету. Об этом заявил 8 марта Президент России Владимир Путин на церемонии награждения выдающихся россиянок. И это неоспоримо. Россия вошла в период своего развития, когда необходима консолидация всех сил и возможностей российского общества, власти и бизнеса для решения стоящих стратегических задач.

Перед российской морской аквакультурой стоит приоритетная задача по усилению продовольственной безопасности. Но её развитию, да и самому существованию, сильно мешает административный барьер в виде государственной экологической экспертизы.

Данный административный барьер был создан фиктивно, в результате обычного законодательного брака, исправлять который никто не собирается.

В 2013 году по законодательной инициативе Ямало-Ненецкого автономного округа был принят законопроект, уточняющий законодательство в части проведения дноуглубительных работ (https://sozd.duma.gov.ru/bill/98928-6). В результате поверхностности при его проработки, в пункт 3 ст. 34 ФЗ от 31.07.1998 № 155-ФЗ о внутренних морских водах, перечисляющий виды деятельности подлежащие госэкоэкспертизе, была внесена формулировка «….. и иной деятельности во внутренних морских водах». Под неё, безосновательно, без научного, экономического и иного обоснования, фиктивно, попала вся морская аквакультура. Получилось, как в известном фразеологизме, что телегу поставили впереди лошади. Тем более, что пресноводная аквакультура, а это 70 % всей товарной аквакультуры в России, законодательно прохождению госэкоэкспертизы не подлежит, что подтверждает безопасность аквакультуры в целом.

Сейчас природоохранные госрегуляторы, которым известна история возникновения этого административного барьера для морской аквакультуры, пытаются его обосновать и сохранить, хотя бы частично. Внятных, убедительных и исчерпывающих доводов, основанных на фундаментальных научных исследованиях, не приводится.

В это же время утверждения Минприроды и Росприроднадзора об угрозе морской аквакультуры (марикультуры) природной среде опровергаются данными дальневосточной науки. И это подкрепляется еще и данными зарубежной науки и экологических организаций, которые говорят о пользе марикультуры для природной среды, выступивших в 2021 году с инициативой сделать марикультуру приоритетом для смягчения последствий изменения климата.

Предприятия, не прошедшие госэкоэкспертизу должны покинуть отрасль. Многомиллионные вложения на покупку целевых рыбоводных (аквакультурных) участков и инвестиции в производство государство возмещать не будет, иной деятельность на них заниматься запрещено. Совокупная стоимость её прохождения, в основном это платежи в коммерческие фирмы, достигает 5 млн руб. за один участок, которых только в Приморском крае более 300, это рынок в 1,5 млрд рублей, а также возможность коррупции. Марикультура – это на 90 % малый и микробизнес. В Приморском крае, на который приходится 95 % морской аквакультуры Дальнего Востока, с 2013 года по настоящее время госэкоэкспертизу сумели преодолеть лишь 6 акваферм из 114.


Представительство по Приморскому краю АНО НОКПК