Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

В Японии отмечается очередное падение потребления морепродуктов

15.06.2022

Японское агентство по рыболовству недавно опубликовало свой ежегодный Информационный бюллетень по рыболовству, в котором рассматриваются тенденции в области морепродуктов в стране в 2021 году, а также излагаются новые стратегии на 2022 год. Об этом сообщает SeafoodSource.

Документ охватывает огромный спектр данных о индустрии морепродуктов в Японии за период с 2021 года, а также включает новые данные за 2020 год, которые ранее были недоступны.

В «Белой книге» показано, что потребление морепродуктов на душу населения в Японии сократилось за последние два десятилетия. В 2001 году потребление на душу населения составляло 40,2 килограмма, но с тех пор оно неуклонно снижалось, упав ниже уровня потребления мяса на душу населения в 2011 году. В 2020 году потребление на душу населения упало до 23,4 килограмма, что в документе объясняется тем, что потребителей удерживают от покупки морепродуктов высокие цены и трудозатраты, связанные с приготовлением пищи.

В техническом документе говорится, что в Японии популярными экомаркировками являются Морской попечительский совет (MSC), Попечительский совет по аквакультуре (ASC) и Морская экомаркировка Marine Eco-Label (MEL). К концу марта 2022 года MSC сертифицировал 12 промыслов в Японии — на два больше, чем в предыдущем году — для гребешков, бонито (пеламиды), тунца-альбакора (длинноперый тунец) и устриц. Документ показал, что 313 бизнес-операторов получили сертификаты цепочки поставок (CoC), что на 13 больше, чем раньше. ASC сертифицировал 14 предприятий аквакультуры, управляющих 81 фермой, для устриц, желтохвоста и японского амберджека (лакедра); вместе с 164 сертификатами CoC с увеличением на 1 и 13 соответственно.

MEL — японский эко-лейбл - Marine Eco-Label, получивший признание Глобальной инициативы по устойчивым морепродуктам Global Sustainable Seafood Initiative (GSSI) в 2019 году, — сертифицировал 14 промыслов нерки, скумбрии и моллюсков сидзими; а также 53 аквакультурных предприятия, охватывающих японскую лакедру, желтохвоста, морского леща, кижуча. Это означает увеличение на 7 и 12 соответственно. Количество сертификатов CoC стандарта выросло на 42 до 100. В целом, сертификация MEL росла быстрее, чем MSC в Японии.

Объем импорта морской продукции снизился на 2,3 процента по сравнению с предыдущим годом, но вырос на 10 процентов в стоимостном выражении. Самые высокие импортные цены (в долях) были на лосось и форель - 13,4 процента, бонито и тунцы - 11,6 процента, креветки - 11,1 процента, обработанные креветочные продукты - 4,5 процента, крабы - 3,6 процента, треска - 3 процента и кальмары - 2,9 процента. Процентные доли не сильно изменились за последние несколько лет, даже под влиянием COVID-19.

Основными поставщиками Японии по доле в общей стоимости были Китай (18%), Чили (9,2%), Россия (8,6%), США (8,3%), Норвегия (6,9%), Вьетнам (6,7%), Таиланд (6,1%), Индонезия (4,6%) и Южная Корея (4,4%).

Основными экспортируемыми из Японии морскими продуктами были морские гребешки (21,2 процента), желтохвост (8,2 процента), скумбрия (7,3 процента), бонито и другие виды тунца (6,8 процента), обработанный морской огурец (5,1 процента), рыбные пасты (3,7 процента) и обработанные продукты из морских гребешков (2,7 процента). Крупнейшими клиентами были Гонконг (22,1%), Китай (19,6%), США (14%), Тайвань (8,9%), Таиланд (6,8%), Вьетнам (6,8%) и Южная Корея (5,8%).

Объем производства рыбной продукции и аквакультуры в Японии неуклонно снижался с момента своего пика в конце 1980-х годов из-за сокращения внутренних запасов сардин и введения большинством стран исключительной экономической зоны протяженностью 200 морских миль. Сокращение численности населения и отсутствие преемников в рыбной промышленности также сыграли свою роль. С 2013 по 2018 год наблюдался рост стоимости аквакультуры, что привело к росту общих показателей, но затем показатели снова имеют тенденцию к снижению.

Данные за пандемический 2020 год показали, что средний доход частного владельца рыболовецкого судна снизился примерно на 30 процентов по сравнению с предыдущим годом и составил всего 1,35 миллиона иен (10 078 долларов США, 9 383 евро), включая доходы, не связанные с рыболовством. Средняя компания, управляющая рыболовецким судном или рыбоперерабатывающим предприятием, в 2020 году понесла убыток в размере 9,58 млн иен (71 482 доллара США, 67 305 евро). В аквакультуре дела обстояли лучше: частные операторы зарабатывали в среднем 5,27 млн иен (39 322 доллара США, 37 025 евро).

Расходы на топливо быстро выросли, что привело к введению государственных субсидий. После падения примерно до 60 иен (45 долларов США, 42 евро) за литр в 2020 году цена на тяжелую нефть к марту 2022 года выросла до 109,1 иен (81 доллар США, 77 евро).

Численность рабочей силы в рыболовстве сокращается, доля работников в возрасте 39 лет и младше растет очень медленно по мере выхода пожилых людей на пенсию.

Правительство пытается стимулировать долгосрочный рост производительности, применяя цифровые технологии, искусственный интеллект и беспилотные летательные аппараты в рыболовстве. Одним из актуальных приложений является цифровая отчетность в режиме реального времени о данных об улове при выгрузке с использованием планшетных компьютеров для более эффективного управления рыболовством с использованием современных расчетов максимального устойчивого улова (MSY). В прошлом данные накапливались на местном уровне с использованием бумажной документации, поэтому к тому времени, когда данные были оцифрованы и проанализированы, руководители рыбохозяйственных предприятий часто работали с данными за предыдущий год.

Для аквакультуры будет внедрен мониторинг окружающей среды и автоматизированная передача информации, например, о красных приливах. Автоматические кормушки также будут следить за ростом рыбы, чтобы оптимизировать стоимость корма.

В промысловом рыболовстве мониторинг состояния моря, например, с помощью буев, оснащенных датчиками, позволит определить наилучшие места лова и энергосберегающие маршруты.

Поскольку число рыбаков сокращается, правительство поощряет слияние местных рыболовецких кооперативов, чтобы сохранить минимальное число активных членов. Число рыбохозяйственных кооперативов, которые были объединены, выросло в 2020 году до 63, после затишья в слияниях в предыдущем десятилетии.

Что касается распределения, то количество оптовых рынков в рыбопромысловых портах остается стабильным, но количество продукции, продаваемой через оптовые рынки в потребительских районах, сокращается, поскольку все больше покупателей, таких как сети ресторанов и супермаркеты, покупают напрямую.

Переработка морских продуктов сократилась в течение двух десятилетий, что отражает снижение внутреннего улова сырья. Правительство стремится соответствовать потребностям потребителей в морепродуктах, продвигая те, которые удобны, легки в употреблении и имеют менее рыбный запах. Примером может служить рыба без костей в соусе, упакованная в реторт-пакет.

Как правило, все предприятия пищевой промышленности, включая переработчиков морепродуктов, должны были пройти сертификацию HACCP (ХАСПП -анализ рисков и критических контрольных точек, обозначающая систему контроля над качеством пищевой продукции) к июню 2021 года, и правительство поддерживает реконструкцию объектов, необходимых для достижения этой цели. По состоянию на конец марта 2022 года количество рыбоперерабатывающих предприятий, сертифицированных для экспорта в Европейский союз (ЕС), составляло 101, а для США - 538.

Политика на 2022 финансовый год включает следующее:

- Для управления рыбными ресурсами: увеличить количество обследований и оценок запасов, продвигать новую схему управления, бороться с браконьерством и адаптировать управление к меняющимся условиям.

- Для развития отрасли: модернизация рыболовных судов и развитие аквакультуры. Развивать рыбопромысловые порты для поддержки экспорта.

- Чтобы возродить рыбацкие деревни: укрепить управление рыболовецкими кооперативами и продемонстрировать многочисленные роли рыбной промышленности и рыбацких деревень, такие как сохранение экосистемы.

- Для устойчивого развития рыбной промышленности: Использовать интеллектуальные технологии рыболовства и сокращать выбросы углерода.

Больше рыбных новостей читайте в телеграм-канале https://t.me/aspacfish


Далекая окраина