Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

85 процентов имеющихся данных о российских лесах устарели

23.06.2020

Счетная палата разбиралась, как региональные власти учитывали лесные богатства страны пять последних лет. Выяснилось: 85 процентов имеющихся данных о лесах устарели. По сути, власти или не ведают, сколько у них сырья, второго по значимости в российском экспорте, или, напротив, так хорошо осведомлены, что используют эту ситуацию для реализации частных проектов с коррупционной составляющей. Что в реальности творится с русским лесом и как можно исправить ситуацию, «Огонек» узнавал у аудитора Счетной палаты России, экс-главы Минстроя Михаила Меня.

Михаил Александрович, проверки Счетной палаты выявили, что власти имеют слабое представление о том, сколько в стране леса. Значит ли это, что и вся статистика, связанная со вторым по значимости экспортным сырьем, некорректна?

Согласно лесоустроительным требованиям, таксация леса (комплексная оценка.— «О») должна вестись каждое десятилетие, чтобы было понятно, что за лес, сколько его, каких пород деревьев, их высота, возраст и т.д. Данные, обновляющиеся с такой периодичностью, считаются актуальными. Счетная палата анализировала, как в России происходит таксация за последние пять лет. Результаты печальные: актуальными, а стало быть, достоверными можно считать данные по 15,6 процента лесного фонда страны. По отдельным регионам, например Дальнего Востока, и того хуже — меньше 10 процентов. А ведь еще в 2014 году достоверными были 21,4 процента сведений о лесах. Говоря о данных статистики, следует понимать, что Росстат не собирает сведения о давности таксации. Если затрагивать вопрос о статистике по экспортному сырью, то в указанной ситуации нельзя говорить, что статистика о лесном ресурсе сфальсифицирована. Речь скорее идет об отсутствии действенного межведомственного взаимодействия, что порождает проблему достоверности сведений об имеющемся ресурсе и масштабах его использования. Так, сведения об объеме заготовки разнятся в зависимости от источника информации, а именно данных субъектов Российской Федерации, Рослесхоза в соответствии с системой ЛесЕГАИС, Росстата. Например, согласно сведениям Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Забайкальскому краю, по основному показателю работы организаций — по виду экономической деятельности «Лесозаготовки» — за 2018 год лесоматериалы необработанные составили 472,0 тысячи кубометров, по сведениям Минприроды Забайкальского края, лесозаготовки составили 1729,3 тысячи кубометров.

И как давно в стране не ведают, сколько у нее второго по величине богатства?

По сути, с 2007 года. Тогда были внесены изменения в Лесной кодекс: полномочия по управлению лесами были переданы в регионы. Расчет был на то, что на местах больше заинтересованы в освоении этого богатства, а значит, и в его учете, контроле и пополнении. Я в то время возглавлял один из регионов и хорошо помню настроения. Расчет в целом был верен: регионы, владея информацией, должны были лучше справиться с задачей привлечения инвесторов — отечественных и иностранных — и за счет сдачи лесных делянок в аренду зарабатывать и для себя, и для Федерации, тем самым окупая траты на таксацию лесов. Лесная отрасль должна себя окупать! Логично? Но этого нет даже при том, что немало частных инвесторов — добросовестных и добропорядочных — вкладывают средства в таксацию, готовы взять на себя эту нагрузку. Лесоустройство, которое относится к переданным полномочиям, проводится регионами за счет средств, выделяемых им из федерального бюджета. Но их недостаточно для полной актуализации данных о лесе. Есть, конечно, примеры того, когда региональные власти изыскивают средства на лесоустройство из своих бюджетов при наличии финансовой возможности. И это свидетельствует об их ответственности и о понимании остроты проблемы. Но таких меньшинство. В 2015—2019 годах регионы профинансировали мероприятия по лесоустройству на 634,7 млн рублей (10 процентов от общего объема финансирования). В большинстве случаев налицо отсутствие контроля со стороны региональных властей за использованием лесного ресурса. А ведь есть такой золотой управленческий принцип: то, что ты не в состоянии учесть и измерить, ты этим не управляешь.


Журнал "Огонек"