Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Автомобильная Россия?

19.08.2013

Анекдот дня: Гендиректору АвтоВАЗа вручён орден Почётного Легиона за неоценимый вклад в продвижение французских автомобилей на российский рынок.

 

Автопром для приморцев – понятие совсем уж не абстрактное. И уж вовсе не такое далекое и иллюзорное, как для всей огромной страны, прозябающей в безысходности. Когда-то, не особо полагаясь на государство, до 40 процентов малого и среднего бизнеса крутилось во Владивостоке именно вокруг автопрома - сборка, реставрация, продажи и просто обслуживание японского и корейского автомобильного секонд-хенда, обеспечивая качественными автомобилями огромные территории России, вплоть до Урала. Ради державного престижа Москва предпочла убить автоинициативу приморцев, подменив её сомнительной, но идеологически верной мечтой – российским автопромом.

Упор, как и ожидалось, сделан был на АвтоВАЗ из Тольятти. Для начала, бывший советский автогигант перешел под контроль близких родственников и друзей некоторых высших должностных лиц государства, после чего начались массированные инвестиции из госбюджета и внебюджетных средств государства в производство «Лад» и прочих «Жигулей». В масштабный проект по превращению России в автомобильную державу мира включился даже глава государства  Владимир Путин, торжественно проехав под телекамерами всех подконтрольных Кремлем СМИ по дальневосточному бездорожью на желтой «Ладе-Калине» и породив массу анекдотов, заодно повергнув нацию в очередное уныние.

Страна, уже познавшая немецкие, японские, английские и американские автомобили, с трудом смогла поверить, что её и впрямь намерены пересадить на «Ладу-Калину». Но в руководстве Державы решили стойко биться за отечественный автопром...

Но несмотря даже на участие в рекламной кампании первого лица государства в июле 2013-го продажи марки Lada в России по сравнению с июлем 2012 года вновь резко упали - на 20,3%..  до 37 549 штук. При этом выручка от продажи автомобилей Lada в России с января по июнь составила $2,56 млрд при средней розничной цене автомобиля $11 520.

Эксперты отмечают, что на продажи продукции «АвтоВАЗ» влияют, к сожалению, общая экономическая ситуация в стране и, как это не парадоксально, тотальное обновление модельного ряда Lada. Так в июле завод вывел на рынок новую Lada Kalina, продав за первый месяц 1136 шт. При этом на автомобили экономкласса спрос по-прежнему невысокий, особенно на модели, которые давно присутствуют на рынке.

Как известно, «АвтоВАЗ» — крупнейший игрок на российском рынке с долей в 17%, поэтому падение продаж на 20% в нынешнем июле - первый сигнал о том, что общая ситуация на автомобильном рынке страны остается непростой. Впрочем, ряд экспертов полагает, что сравнивать продажи с 2012 годом не совсем корректно. До лета 2012-го рынок уверенно рос, затем началось замедление, и лишь весной 2013 началось падение.

Продажи от «АвтоВАЗа», возможно, прогнозируют аналитики рынка, улучшатся нынешней осенью, после того как на полную мощность заработает очередная госпрограмма льготного автокредитования, которая распространяется на новые легковые и легкие коммерческие автомобили стоимостью до 750 000 руб. Как известно, при этом субсидируется часть процентной ставки в размере 2/3 ставки рефинансирования ЦБ. По этой схеме «АвтоВАЗ» пока сумел продать только 600 машин. «АвтоВАЗ»  надеется переломить ситуацию за счет наращивания выпуска Lada Largus, новой Lada Kalina.

Сейчас в России более 40% автомобилей продается уже в кредит.  Доля так сильно выросла из-за того, что автопроизводители, почувствовав снижение спроса на рынке, начали проводить масштабные маркетинговые акции. Так, по программе Lada Finance в первом полугодии 2013 г. был реализован 21% всех новых автомобилей Lada в России, а с учетом кредитования банками, не участвующими в этой программе, даже 37,3%.  Возобновление госпрограммы льготного автокредитования, как считают в экспертном сообществе, положительно скажется на продажах Lada. Благодаря этому инструменту доля продаж Lada в кредит уже выросла с 10-15% в 2009 году и  до 30-45% в 2010-2011 годах.

Но экономисты задаются вопросом, что делать отечественным автодилерам на падающем рынке. Они полагают, что лучше будут чувствовать себя те, кто научится наконец-то следовать за потребителем и его интересами, а не за обещаниями государства ввести очередную меру господдержки. Тем временем, продавцы отечественных автомобилей по-прежнему надеются на льготы от своего государства.

Эксперты прогнозируют, что производство автомобилей в России продолжит сокращаться. Повышенным спросом у потребителей по-прежнему пользуются иномарки, а значит,  их выпуск увеличится в отличие от отечественных автомобилей. Иномарки вытянут отечественный автопром?

Считается, что уже в ближайшее время в России будут покупать ежегодно до четырех с половиной миллионов  автомобилей. При этом спрос на отечественные автомобили Lada, как уже говорилось, в июле нынешнего года упал  до мизерных 37 549 штук. Остальное, как не трудно догадаться, занимают иностранные бренды, многие из которых на разных условиях уже собираются в России.

Так, компания «Автофрамос», которая принадлежит французскому концерну Renault, в 2013 году , по оценке экспертов, даже в условиях российского кризиса может увеличить производство своих автомобилей в России примерно на 7%, до 180 000 шт. в год. Завод Hyundai Motor Manufacturing Plant планирует сохранить производство на уровне 220 000 автомобилей Hyundai и Kia. А вот выпуск автомобилей концерна Volkswagen в России может увеличиться примерно на 10% и превысит 200 000 штук.

Рост продаж крупнейших иностранных игроков объясняется широким модельным рядом, удачным соотношением цена-качество, своевременным устранением дефицита хитов продаж. Сейчас крупнейшим игрокам зарубежного автопрома в России, автоконцернам Renault и Kia, ничто не мешает увеличить поставки: дефицита бестселлеров нет, российские заводы, где выпускаются Kia (вместе с Hyundai) и Renault, работают почти на полную мощность, и, как отмечают эксперты, всегда есть возможность увеличить импорт. А вот результат другого весьма значимого игрока на отечественном авторынке, японского концерна Mitsubishi, в этом смысле не так показателен: в России марка представлена в основном в сегменте кроссоверов,  что и объясняет рост продаж на 16,3%. На этом фоне продажи отечественных Lada, как уверены эксперты, снижаются из-за того, что старые модели продаются плохо, а новые в дефиците. В настоящее время автозавод в Тольятти только еще выходит на оптимальные объемы их выпуска.

При этом в стране продолжается процесс импортозамещения при одновременном увеличении мощностей автозаводов, предусмотренном соглашениями о промсборке. Этот аспект на рынке отечественного автопрома весьма важен для Владивостока, куда правительство после убийства бизнес-инициативы приморцев - японского и корейского автохэнда, «запустила» компанию «Соллерс» и помогло ей наладить отверточную сборку сначала корейских, а позже и японских авто.

«Соллерс» объединил производство SsangYong и Mazda, прекратив самостоятельно выпускать автомобили SsangYong на Дальнем Востоке и передав автопроизводство совместному предприятию Mazda. Освободившаяся промплощадка во Владивостоке, как планируется, будет отдана под выпуск компонентов. Сейчас автомобили SsangYong во Владивостоке собираются крупноузловым методом в одном корпусе с Mazda, но уже в 2015 году совместное предприятие перейдет на производство полного цикла автомобилей обеих марок.

Контрактное производство, как считают в компании,  выгодно для совместного предприятия «Соллерса» и Mazda. При такой схеме  улучшается экономика компании и увеличивается объем выпуска продукции, что важно при переходе на производство полного цикла. По такому принципу уже ведется сборка зарубежных автобрендов в Калуге, где производятся автомобили Peugeot Citroen и Mitsubishi.

В апреле на автозаводе «Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус» вышел в серийную сборку седан Mazda 6. А 48 автомобилей этой модели уже отправились на запад России по заказу дилерских центров Новосибирска и Москвы. Причем, как отмечают эксперты, запуск производства модели Mazda 6 начался практически одновременно на заводах Японии и Владивостока. В день с конвейера «Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус», как заявляют в самой компании, сходят 80 автомобилей Mazda 6 и Mazda CX-5,  производство которой запустил в сентябре 2012 года лично Президент РФ Владимир Путин, демонстрируя всей стране величие российского автопрома.

В октябре 2010-го «Sollers-Дальний Восток» торжественно отметил выпуск 10-тысячного корейского внедорожника SsangYong, собранного методом отверточной сборки во Владивостоке на промплощадке доведённой до банкротства судоверфи «Дальзавод».

Как известно, компания «Соллерс» намерена и впредь продолжать укреплять свои позиции за счет дальнейшего роста продаж автомобилей, выводя на рынок новые популярные продукты, а также за счет активного развития совместных предприятий с «Ford», «Mazda», «Isuzu» и запуска совместного проекта по производству автомобилей «Toyota» во Владивостоке. Правда, прибыль группы «Соллерс», полученная от производства во Владивостоке, составила в 2012 году всего 2 609 млн рублей. Сколько потерял малый и средний бизнес во Владивостоке ради этого, данных не публикуется. Правда известно, что примитивная городская столовая с пирожками в центре Владивостока зачастую приносит больше прибыли, чем автосборка иномарок от «Соллерс».

Анализируя экономику в отрасли, эксперты предпочитают такое сравнение: до принятия "заградительных" пошлин один лишь таможенный пост Торговый порт Владивосток ежемесячно приносил сотню миллионов чистой прибыли в бюджет государства в виде таможенных отчислений за ввозимые автомобили.

На сегодняшний день компания «Соллерс», создание которой в 2002-м и успешное продвижение на российском рынке эксперты приписывают зятю министра транспорта Российской Федерации, является  ведущей российской автомобильной компанией, работающей в партнерстве с такими лидерами мировой автоиндустрии, как Ford, SsangYong, Toyota, Mazda и Isuzu. Группа «Соллерс» фактически контролирует Ульяновский автомобильный завод и владеет при этом 68% обыкновенных акций, или 66,2% в уставном капитале. При этом, по данным на январь 2008 года, около 58 % акций компании принадлежало единственному лицу - генеральному директору компании Вадиму Швецову

Благодаря иномаркам, как считают эксперты, общий выпуск автомобилей в стране может вырасти уже в обозримом будущем, а сама Россия даже считать себя автомобильной державой мира...

 

Борис Бобров, специально для «Далекой окраины»