Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Онегина не поняли

26.02.2013

Почему хороший учитель обходится без учебника? Как в школу попадают плохие книги? В чем причины бурных споров и скандалов вокруг учебной литературы, даже имеющей гриф минобрнауки "допущен"?

Чаще всего родители и учителя недовольны учебниками по гуманитарным дисциплинам и книгами для начальной школы. Директор Историко-архивного института РГГУ и председатель комиссии по разработке КИМов по истории Александр Безбородов считает, что в учебниках для школы вместо истории часто дается историография, которая уместна лишь для вузовских книг.

- В учебниках для школы, особенно в 5, 6, 7-х классах не должны отражаться дискуссии и разные взгляды на исторические факты. В этом возрасте ребенку достаточно дать ядро знаний. А в учебниках, бывает, на одной странице одно, а на другой - "вот еще один взгляд..." - рассказывает Безбородов.

Ученый допускает, что в школе могут остаться, к примеру, два учебника истории, но оба они будут объединены единым подходом. Внимание: сейчас для школ рекомендовано 109 (!) учебников истории, еще 6 книг допущены к изучению. В среднем получается 3-4 книги на каждую параллель классов.

- Это не так уж и много, - говорит директор школы 1741 и руководитель Московского регионального отделения Ассоциации учителей истории и обществознания Павел Панкин. - Главное, чтобы не было вранья.

Сам Павел Павлович на уроках пользуется двумя учебниками. По его мнению, учебники истории не так уж плохи, а вот принципы преподавания в школе никуда не годятся. Почему?

Если раньше преподавание дисциплин было линейным, и с 1-го по 11-й класс трудность предметов повышалась, то сейчас все важные темы ученики должны пройти до 9-го класса. В 10-м и 11-м начинается, по сути, повторение уже пройденного. Этот метод называется концентрическим. В начале 2000-х годов его предложило минобрнауки, и почти все школы на него перешли. Вот и получается, что сложный и противоречивый XX век большинство школьников проходят в 15 лет, а не в 17 как раньше.

Любая дисциплина сейчас в целом должна быть пройдена до 9-го класса. И в учебники для средних классов должен быть втиснут максимум информации. Отсюда - перегруженность фактами, цифрами, сжатое и сумбурное изложение материала.

Еще один школьный предмет, учебники по которому далеки от совершенства - литература. Наталья Казакова, преподаватель гимназии N40 Калининграда в 10-м и 11-м классах учебниками по литературе не пользуется.

- Они слишком сложные с филологической точки зрения. Вместо утомительного рассказа о творчестве писателей и поэтов ученикам нужна хрестоматия, чтобы они с этим творчеством могли познакомиться, - уверена педагог. - Современным детям даже в 9-м классе сложно понять "Героя нашего времени" или "Евгения Онегина". А "Война и мир" в 10-м классе - это вообще непостижимо! Это можно изучать только эпизодически".

Об учебниках по русскому языку М. Разумовской Казакова отзывается так: "Приспособились!" Но до сих пор удивляется, что сложные правила, которые надо обязательно учить, помечены там значком "возьмите на заметку". В следующем году гимназия хочет отказаться от этих учебников и взять другие.

Известный московский учитель Сергей Волков считает, что программу по литературе давно пора разгружать. С ним согласна и Наталия Солженицына, которая в одном из интервью "РГ" рассказала, что, по ее мнению, список обязательной литературы в школе больше увеличить нельзя и, возможно, даже настал момент, когда стоит взглянуть на него критически. "Но это дело методистов", - уточнила Солженицына.

Знаете, о чем обычно разговаривают родители первоклашек и второклашек, которые занимаются по системе Занкова? О том, как подготовиться к уроку по "Окружающему миру", где даются основы географии, истории, астрономии и физики. К примеру, в учебнике "Окружающий мир" Дмитриевой и Казакова для 2-го класса предлагается заучить определение космоса и рассказать, какой климат был бы на нашей планете, если бы ось Земли была расположена не под наклоном, а под прямым углом. Или вот еще задание: "Объясните, почему воздушный шар при нагревании взлетает в воздух?"

Учителя признаются: "Да, учебники сложные, детям трудно. Но такие программы!" Кто, спрашивается, их пишет? Обязательные и безусловные требования выдвигаются школе только в виде стандартов: скажем, все должны освоить к окончанию начальной школы умножение, деление и историю древнего мира, а к окончанию старшей школы - уметь извлекать квадратный корень и знать, что такое безличные предложения.

Как именно и когда это делать - по идее должны решать школа и учитель. Именно учитель пишет программу, по которой будет заниматься. И совсем не обязательно, что программа будет полностью совпадать с текстом учебника. Но все дело в том, что собственные программы есть далеко не у всех педагогов.

Личный опыт

Венера Заббарова, преподаватель английского языка, гимназия 11, Королев, Московская область:

- Я написала учебник по английскому языку для средних классов. Издавать книгу пришлось за свой счет. В областном минобре провели экспертизу, дали рекомендательное письмо, предложив ездить по школам с выступлениями и рассказывать о своем учебнике. Я отказалась. Я же в школе каждый день! В итоге удалось продать 700 экземпляров тем учителям, которые знают о моей методике. А еще 1300 пока лежат. Основной упор в книге сделан на грамматику, так как детям не хватает объяснений, которые дает обычный учебник. Языковые учебники вообще быстро устаревают, их надо постоянно переписывать или обновлять. Сейчас некоторые авторы учебников пытаются их обновить, подавая материал с помощью выдуманных персонажей, например, хоббитов. По-моему, не самый удачный способ.

Кстати

На специальном портале ученики, родители и учителя могут высказатьо них свое мнение. Пока что там 2427 анкет и оценено 558 учебников. Чаще всего обсуждают учебники по математике и английскому языку. Но анкеты составлены так, что не дают возможности прямо сказать: такой-то учебник плохой и заниматься по нему не интересно.

Мнение родителей и учителей на форумах

Учительница английского языка, Барабинск, Новосибирская область:

- В 4-м классе есть тема "Степени сравнения прилагательных". В русском языке это изучается в 6-м классе. Ко мне пришла возмущенная мама: почему я даю такие трудные темы?

Карина:

- Мой сын учится во втором классе по программе "Школа России". Возьмем "Окружающий мир". Все темы дети знают еще с детского сада. Ну, разве это нормально во втором классе изучать, какие животные дикие, а какие - домашние?

Яната:

- Учебник по истории в программе "Школа 2100" отвратительный. И вот результат: когда детей в нашем классе попросили составить рейтинг предметов (от самых любимых до самых нелюбимых), история оказалась на последнем месте.