Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Почта России: реанимация возможна?

16.08.2013

Почта в современной России функционирует хуже, чем в Анголе, Малави и Мавритании. Даже в Конго, Свазиленде и Монголии она работает лучше. Почта же России делит «почетное» последнее место с коллегами из Руанды, Камеруна, Панамы, Танзании и Таджикистана. Такие результаты получены в ходе эксперимента, проведенного учеными разных стран.

«Новые известия».

 

«Ни в одной стране мира – нет такого позора! Кому не расскажешь из иностранцев – смешно просто! И это Российская почта! Лапти и лопата…»

Мнение граждан России.

Гражданину страны иметь дело с Почтой России – организацией насколько же циклопической, насколько и неповоротливой, стало воистину в наказание.  Как правило, от посещения любого почтового отделения у россиянина,- иностранцы предпочитают не связываться с этим кошмаром, - остаются самые тяжкие впечатления. Почта России давно превратилась в национального антигероя и объект постоянной критики.

Эксперты убеждены, что причины, по которым почтовый путь стандартной посылки от отправителя к получателю выходит неоправданно длинным по расстоянию и затяжным по времени - легко объяснимы. Так, например, зарубежные посылки идут неимоверно долго, потому что все они проходят через несколько сортировочных центров, расположенных исключительно в европейской части России. Посылка из Токио во Владивосток, отправленная через Почту России, пролетит несколько тысяч километров через всю страну только для того, чтобы еще раз вернуться к Тихому океану после обработки на сортировочном центре где-нибудь в экзотичном для владивостокцев Санкт-Петербурге.

В экспертном сообществе все чаще звучат скабрезные мысли, что Россия прогибается под собственной тяжестью (читай, размерами, - ред.), боясь надломиться сразу в нескольких местах.

Впрочем, что касается почтовых отправлений в России, редко которые доставляются до адресата в срок, эксперты убеждены, что проблема кроется в самой системе логистики Почты России. Известно, что почта в последнее время, заботясь о гипотетической рентабельности, работает вовсе не на доставку посылок или иной корреспонденции, а на продажу самых разнообразных товаров. В отделениях связи вместо качества оказания сугубо почтовых услуг акцент делался на продажу книг, журналов, бытовой химии и даже одежды. Почта торговала и продолжает торговать всем, что способно ускорить оборот финансовых средств, вплоть до нижнего белья.

Эксперты полагают, что сортировочные центры Почте России вообще не нужны: сортировать почту целесообразно на местах, а логистику, увы, уже надо выстраивать заново.

Ситуация в Почте России, действительно, близка к полному коллапсу. Из 42 тысяч ее отделений около 70% - убыточны, практически вся инфраструктура, созданная еще при СССР, изношена, полностью требует замены автомобильный парк,  около 65% корреспонденции в РФ сортируется вручную, что незамедлительно требует  строительства автоматизированных сортировочных центров, а также мест международного почтового обмена, где обрабатывается вся зарубежная почта. Неприлично долгие сроки доставки, утеря и порча посылок, очереди, грубость и нервозность персонала, небрежность при хранении и доставке отправлений – таковы реалии сегодняшней Почты России...

На сроки доставки посылок, как отмечают независимые эксперты, влияют и транспортные проблемы: отечественные авиакомпании, не желая иметь дело с проблемным партнёром, не редко отказываются брать в самолеты почту, а РЖД, несмотря на государственную монополию в своем ведомстве, попросту и по тем же причинам отцепляют почтовые вагоны. Также, во Владивостоке неоднократно фиксировались случаи, когда вместо почты в почтовых вагонах прибывали фрукты из Средней Азии, причем без каких-либо документов. Между тем, с неразумным ценообразованием в России и по этой причине ростом популярности среди россиян покупок в зарубежных интернет-магазинах поступления посылок из-за границы ежегодно демонстрируют взрывной рост, порой до 100% в год. Поэтому, как убеждены эксперты, с учетом накопившихся проблем Почте России, не сумевшей отойти от примитивных советских форматов, все сложнее справляться с нарастающими объемами почтовых отправлений в современном мире.

Надо отдать должное, в правительстве о сверхкризисной работе  Почты России, которую и работой-то, по оценке большинства пользователей, назвать уже невозможно, известно не хуже гражданского населения страны, по возможности приспособившегося обходить это родное отечественное недоразумение стороной. Время от времени Москва предпринимает  те или иные телодвижения в неуклюжих попытках исправить положение.

В апреле этого года неожиданно выяснилось, что в московских аэропортах скопилось больше полумиллиона тонн корреспонденции, в основном посылок, из-за рубежа. При этом оператор складов «Шереметьево» заявил, что прекращает выгружать почту из самолетов, пока число посылок не сократится до разумных 30-50 тысяч. Предчувствуя очередной публичный, к тому же еще и международный, скандал, Почта России поспешила объяснить задержку своей работы плохой оперативностью таможни. Позже, несмотря на приход и в Россию XXI века, появилась еще одна версия: заторы на почтовом пространстве России связаны с резко увеличившимся объемом посылок из-за зарубежных интернет-магазинов.

Объясняя случившееся в аэропорту в «Шереметьево», почтовые чиновники заявили, что в 2012 году количество прибывших в Россию посылок, мелких пакетов и экспресс-отправлений из-за рубежа выросло вдвое и достигло 21,6 миллионов штук, примерно 70% из них - заказы из интернет-магазинов. К ситуации подключилась Московская прокуратура, на территории которой в силу российского недоразумения и скапливается почтовая корреспонденция со всей необъятной России. В итоге была возбуждена «чёртова» дюжина дел об административных правонарушениях, а правительство Российской Федерации вынуждено обратить внимание на почтовый коллапс в стране.

Правительство отправило в отставку Александра Киселева, возглавлявшего предприятие более четырех лет. С приходом нового начальника завалы удалось все же разобрать, но и работники "Почты", и эксперты отрасли теперь едины во мнении: подобные почтовые коллапсы будут повторяться, если не провести комплексное реформирование почтовой системы в России.

...и из столицы задорно  зазвучало на всю страну: Почта России перестраивает систему логистики, теперь логистические отделы Почты России объединятся в одну централизованную структуру - Московский автоматизированный сортировочный центр, и, дескать, это поможет ускорить и удешевить доставку писем и посылок в России. Более того, отныне Почта России станет работать круглосуточно и даже без закрытия почтовых отделений на пресловутые обеденные перерывы, а сам бедовый национальный почтовый оператор, решили в правительстве, будет незамедлительно акционирован, причем уже в нынешнем, 2013-м, году.

Но модернизация почты, что не скрывается, потребует значительных инвестиций, при этом сама Почта России, которая вплоть до 2009 года оставалась убыточной, способна вкладывать не более 13 миллиардов рублей в год при минимальной потребности в 20 миллиардов рублей. Большая часть прибыли предприятия уходит на зарплату 380 тысячам сотрудников, которая при этом является одной из самых низких в стране. Традиционные услуги отечественной почты, тарифы на которые регулирует государство, по-прежнему нерентабельны. Поэтому масштабная реформа почтового предприятия невозможна без финансовой поддержки государства. Но пока вопрос с госфинансированием не решен, министерство рассматривает различные варианты оказания предприятием новых услуг, которые должны принести ему дополнительные доходы, а это, в свою очередь, вновь приведет к отвлечению и без того слабых почтовых ресурсов от качественного выполнения исконных задач почты.

Тем не менее, замминистра связи Михаил Евраев утверждает, что к 2018 году качеством почтовых услуг должны быть довольны не менее 60% граждан России. При этом Минкомсвязи установило планку по срокам пересылки почтовой корреспонденции: в пределах одного населенного пункта письмо должно идти не больше двух дней, из города в город - не больше пяти дней, между любыми населенными пунктами - не больше 10 дней. О европейских стандартах почтовой оперативности – отправить приглашение на сегодняшний обед и быть уверенным, что у получателя еще останется время на подготовку к рандеву, - в России пока не идет...

 

Мария Панова, специально для «Далекой окраины»