Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Положение хуже губернаторского…

29.05.2015

Смена руководства Еврейской автономной области в связи с истечением срока  полномочий губернатора Александра Винникова в феврале, и арест губернатора Сахалинской области с последующей принудительной отставкой «в связи с утратой доверия» в марте оказались не единственными высшими кадровыми ротациями высшего дальневосточного уровня. В мае вдруг с просьбой о досрочной отставке к Владимиру Путину обратился глава Камчатского края Владимир Илюхин – несмотря на то, что до истечения срока его полномочий осталось еще около года, он вдруг пожелал стать всенародно избранным – так же, как в прошлом году глава администрации Приморского края Владимир Миклушевский, поскольку оба они в 2011 и 2012 году соответственно были назначены на должности еще по старому порядку – региональными парламентами по представлению президента. Назначение врио губернатора Сахалинской области Амурского главы Олега Кожемяко автоматически «обезглавило» еще и Амурскую область. Поскольку свыше трети (4 из 9) руководителей дальневосточных регионов в силу разных (от добровольного желания до принудительного низложения) утратили свои властные статусы, то следует поподробней присмотреться к процессам, происходящим в субъектах Федерации ДФО, ведь закономерно возникает вопрос – а кто, собственно, следующий «на выход»?

Выход Илюхина

О ситуации в Еврейской автономной области и на Сахалине «ДО» в последних номерах уже рассказывала, поэтому подробно останавливаться на происходящих в этих регионах процессах смысла нет. Скажем одно – наш прогноз относительно «зачистки» правительства Сахалинской области новым врио губернатора Олегом Кожемяко, данный в прошлом номере, подтвердился полностью – помимо новых отставок сахалинских «слуг народа» высшего и среднего звена, и возбуждения в отношении них ряда уголовных дел «аукнулось» и самому экс-губернатору Хорошавину. Признания некоторых сахалинских руководителей привели к тому, что против Хорошавина возбудили еще одно уголовное дело коррупционной направленности, сумма полученной взятки по которому оценивается не менее чем в 15 миллионов рублей (хотя, как образно выражаются следователи, на этого «фигуранта» и так уже набрали компрометирующих материалов «по горлышко» и 15 миллионов на фоне озвученных в марте миллиардов как говорится «капля в море», но видно и в следственных делах такого уровня ничего лишним не бывает…).

Решение же Камчатского главы Владимира Илюхина стало неожиданным для многих, тем более что в видимом спектре серьезных проблем на Камчатке в последнее время не было.  Или только так казалось?

Теперь Владимир Илюхин назначен и.о. губернатора и пойдет на всенародные выборы. Илюхин получил и соответствующее напутствие Путина. Президент констатировал, что работа в регионе организована удовлетворительно, но нужно сделать еще больше. «Нужно заниматься городом, экономикой, социальной сферой», — сказал глава государства. По сути глубинный смысл этих, казалось бы, дежурных слов и может дать ответ на вопрос о том, почему вдруг начались резкие смены в составе губернаторского корпуса Дальнего Востока…

Экономика должна быть экономной

Экономика дальневосточных регионов – отдельная большая тема. Памятуя, что на дворе – кризис, надо отметить важность работы губернаторов в вопросах преодоления его последствий. В конечном счете несмотря на «отвертикаленность» системы власти в стране именно главы субъектов Федерации могут (или, соответственно, не могут) влиять на положение дел в собственном «доме». Основные «точки» приложения сил – содействие развитию малого бизнеса, сельского хозяйства, торговле и т.д. Здесь, разумеется, разные регионы Дальнего Востока находятся в разных условиях (в силу географического положения, состава и количества населения и т.д.), но их объединяет одно – достаточно сложные условия развития экономики из-за слабой инфраструктуры, высоких цен на энергоносители, «длинного» транспортного плеча в ДВ-округе и т.д. Вместе с тем, большинство дальневосточных губернаторов не поленилось заявить свои регионы в проекты ТОСЭРов – территорий опережающего социально-экономического развития, по-видимому надеясь, что деньги на их развитие даст Федерация. Теперь же, когда стало понятно, что федеральная «кубышка» средств на эти проекты не выделит, губернаторам приходится спускаться на грешную землю и озадачиваться гораздо более приземленными вопросами – а что делается в регионах на, как говорится, «микроуровне» – есть ли условия для минимализации стагнации из-за кризиса?

Ситуация с Камчатским губернатором Владимиром Илюхиным, похоже, «попахивает» именно «экономическим», и отчасти, «социальным» следом. Не случайно в напутствии Путин употребил словосочетание «надо развивать город». Ни для кого не секрет, что Камчатский край это гиперурбанизированный субъект Федерации – 90% населения этого региона живет в Петропавловске-Камчатском и городах-спутниках Елизово и Рыбачьем. При этом особыми успехами в развитии этой условной (поскольку  общая численность ее населения лишь ненамного превышает население приморских Находки или Уссурийска) «агломерации» камчатское правительство похвастаться не может – город застроен типовыми пятиэтажными «хрущевками» соответствующего вида и степени износа и оставляет желать лучшего в коммунально-благоустроительном плане. Единственной заметной переменой последних лет стали «противосейсмические» каркасы у некоторых домов, которые устанавливались за федеральные же деньги. Что же касается тех экономических «фишек», которые априори должны развиваться на Камчатке – природный туризм, добыча и переработка водных биологических ресурсов – то тут администрации Илюхина не удалось существенно продвинуться вперед. Получив же одобрение Путина в плане отставки, промежуточную «удовлетворительную» оценку итогов работы и назначение врио губернатора, не имея очевидных соперников в регионе, Илюхин с высокой долей вероятности теперь может переизбраться на новый срок…  

Говоря об экономических реалиях, нетрудно предположить, что «максимальный» спрос со стороны руководства страны будет с руководителей четырех дальневосточных территорий – Сахалинской области (в силу «нефтегазоносности» региона, поэтому назначенному врио Олегу Кожемяко можно в определенной степени только посочувствовать); Приморского края (самый населенный и южный субъект ДФО, имеющий развитую инфраструктуру, логистические коридоры, незамерзающие порты, морскую и сухопутную границу со странами АТР, в который только в рамках подготовки к саммиту АТЭС вложено почти 700 млрд рублей «докризисной» ликвидности); Хабаровского края (административный центр ДФО, второй по экономическому значению после Приморья регион округа, граничащий с Китаем) и Якутии (с учетом добычи алмазов и строительства ориентированного на Китай и страны АТР газопровода «Сила Сибири»). Поэтому главам этих регионов в настоящее время вряд ли стоит ощущать себя «некоронованными королями», поскольку время течет неумолимо, а, как образно выражается глава государства, «сделать предстоит еще много»…

Социальная сфера

Социальное обеспечение нужд населения – тоже «противотанковая» мина на карьерном пути любого губернатора. Здравоохранение, образование и соцобеспечение – это вопросы, которые в той или иной степени касаются абсолютно всех жителей. И, соответственно, справедливо или нет, но вызывают все больше вопросов. Весной текущего года проблематика социальной сферы получила новое прочтение – пропутинский «Общероссийский народный фронт» (ОНФ) начал мониторинг исполнения в регионах так называемых «майских указов» - пакета Указов Президента от 7 мая 2012 года, которые «заточены» именно под решение социальных проблем населения, а их реализация зависит напрямую от власти на той или иной территории.

Тематика «майских указов» - здравоохранение, образование, социальные услуги, расселение аварийного и ветхого жилья, доступность для населения госуслуг, разумность тарифов ЖКХ и т.д. и т.п. Не надо быть крутым «фронтовиком» чтобы сделать вывод о том, что очень во многих российских регионах, в том числе и дальневосточных, с выполнением этих указов в полной мере далеко не все гладко. В условиях кризиса же исполнимость указаний первого лица государства стала еще менее реализуемой, то есть, говоря языком реальной политики, проблематика майских указов в любой момент может стать ключевой в жизни многих глав территорий Дальневосточного федерального округа. Вот несколько примеров. Проблемы с детскими садами были выявлены в Приморском крае и в Амурской области. В первом случае (речь идет о Владивостоке) «под удар» попало детское питание, причем кормили детишек, как выяснилось, настолько плохо, что делом занялась прокуратура, и после того как в одном из детсадов воспитанники массово отравились вообще возбуждено уголовное дело. В Благовещенске же многочисленные жалобы родителей на высокую стоимость посещения детсадов, упавшие на плодородную ниву ОНФ (как и в Приморье, впрочем) вынудили нынешнего врио губернатора Козлова увеличить субсидию из областного бюджета, чтобы компенсировать «выпадающие» расходы и снизить плату родителей. Именно эту параллель можно рассматривать как знаковую в рамках ключевой темы статьи – в Приморье, где губернатор избран в прошлом году чиновники не проявили оперативности в решении вопроса и дело жалобно-общественное превратилось в уголовное, а в Амурской области где врио губернатора предстоят выборы, реакция «слуг народа» была более оперативной…

В Магаданской области власти «попали» из-за аварийных домов – в микрорайоне Пионерный в Магадане жильцов аварийного жилья выселили, а сами дома сносить не стали, из-за чего весь квартал «аварийки» превратился в «бич-хаус» - место проживания асоциальных элементов, а также стал традиционным местом сбора предприимчивых магаданцев, разбиравших дома на стройматериалы для дач, подсобных хозяйств и т.д. (что, по-видимому, также можно рассматривать как показатель не очень эффективной социальной политики властей, раз даже благополучные граждане стремятся превратиться в «несунов» как только появляется такая возможность…). В Приморье, кстати, проблема аварийного жилья тоже недавно неслабо «аукнулась» властям: в Славянке еще в декабре 2014 года власти успешно «отрапортовали» о сдаче двух многоквартирных домов для жителей аварийного фонда Хасанского района. Проверка установила, что из бюджета было перечислено почти 90 млн рублей за проведенные работы, при том, что по данным официального реестра аварийных многоквартирных домов, подлежащих переселению в п. Славянка и на ст. Бамбурово, на эти цели планировалось потратить на 6 млн рублей меньше. На месте же выяснилось, что спустя целых четыре месяца после указанного в документах факта сдачи домов они не просто не заселены, но и даже не завершены как объекты капитального строительства – осмотр зданий в рамках выездной проверки показал, что еще не завершены строительные и отделочные работы в самих зданиях, к домам не подведены инженерные коммуникации, вся придомовая территория не спланирована и не благоустроена…  Также выяснилось, что в ряде случаев жилые помещения в домах ст. Бамбурово Хасанского района местной администрацией были признаны аварийными без согласия самих жильцов. Со слов жителей, освобожденные земельные участки будут проданы заинтересованным лицам, хотя проще было бы оформить это жилье и землю в их собственность. При этом по иску одного из жителей дома по улице Железнодорожной суд первой инстанции уже признал недействительным заключение межведомственной комиссии Славянского городского поселения о признании дома аварийным и подлежащим расселению...   

На Чукотке же «вдруг» выросли тарифы на капремонт домов, о чем жители Анадыря узнали из квитанций, полученных по своим адресам проживания. Когда было принято это решение, собственники жилья не были должным образом проинформированы. Жильцы были поставлены перед фактом, что с 1 марта текущего года будет производиться повышение платы за услуги. По сообщениям в СМИ, в настоящее время проблемой уже занялась прокуратура, куда, естественно, посыпались «телеги» недовольных чукотцев, при этом возмущение жителей самого крайнего дальневосточного региона вызывает не только повышение им платежей постфактум, но и отсутствие дифференциации тарифов для новых и более ветхих домов...

Коррупционный фактор

Коррупция, ставшая национальным бичом, тоже в определенных обстоятельствах бьет прямо по главам регионов (явный пример – все тот же Александр Хорошавин).

В плане «коррупциогенности» бесспорными лидерами в ДФО на сегодня являются Сахалинская область и Приморье. Самые крупные коррупционные скандалы текущего года – арест и отставка Хорошавина, хищения бюджетных средств в рамках строительства космодрома «Восточный» в Амурской области (откуда след потянулся в Приморский край), арест руководства Приморского океанариума и возбуждение уголовных дел по факту хищений при его строительстве, а также возбуждение уголовных дел в рамках «отмывания» бюджетных средств в Дальневосточном центре судостроения и судоремонта («ДЦСС»). Это, так сказать, «крупные рыбы», которых «ловят» следователи СК России при оперативном обеспечении ФСБ, в то время как более мелких «огрехов», особенно на муниципальном уровне, хватает повсюду в ДФО.

К примеру, в Якутии недавно общественников «возбудило» планируемое строительство онкоцентра – судя по многочисленным сообщениям в СМИ, более 60 тыс. жителей (!) республики подписались под коллективной петицией Президенту о необходимости скорейшего строительства и открытия данного учреждения. Как выяснилось, возведение жизненно необходимого объекта для жителей региона никак не может начаться из-за затянувшихся судебных тяжб участников конкурса на проектирование. Как заявили представители Общественной палаты, «заказчики грубо нарушают законодательство, затягивают процедуру конкурса, из-за чего выделенные бюджетные средства в итоге могут быть направлены на строительство другого объекта. А ведь речь идет о центре для лечения людей с тяжелыми заболеваниями. Считаем, что подобные ситуации недопустимы». Очевидно, что подобное положение вещей вряд ли может положительно характеризовать республиканскую администрацию, в том числе и в глазах того, в чей адрес направлялись петиции… Пикантности ситуации придало и то, что аккурат перед этим «медицинским» скандалом возник и еще один – «охотничий». В Интернете была опубликована фотография человека, похожего …нет, не на Генерального прокурора, а на Президента республики Саха господина Борисова, с ружьем и охотничьими трофеями -   тремя горными баранами, охота на которых в России полностью запрещена, поскольку зверушки занесены в «Красную книгу».

В Хабаровском крае – столице федерального округа, под боком у полпредства  и окружных правоохранительных структур – краевое государственное автономное учреждение культуры «Хабаровское краевое киноцирковое объединение» объявило конкурс на покупку автомобиля – ни много ни мало за 9,4 млн руб. – как говорится, цирк да и только… В Приморье же власть предержащие – краевые компании «Примавтодор» и «Примводоканал» – умудрились заключить договоры лизинга «крузака» и «лексуса» по цене, превышающей покупку новых аналогичных машин – когда разразился скандал, губернатору пришлось публично указывать договоры лизинга расторгнуть, а машины – вернуть поставщику…

Примеры, как говорится, можно продолжать, но суть та же – практически повсеместно эффективность и прозрачность работы властей вызывает сомнения и вопросы, а ответственность за это, в первую очередь, лежит на губернаторах как главных региональных чиновниках…

                                                        *                     *                       *

«Положение хуже губернаторского» - известный фразеологизм, смысл которого, отступая от происхождения самой крылатой фразы, заключается в сложном, неприятном и затруднительном состоянии. Похоже, в нынешних реалиях эта поговорка начинает приобретать новый смысл по отношения к главам дальневосточных территорий, и только время покажет, насколько «хуже» в действительности было это самое их положение…

За время подготовки номера в печать ряды отставников пополнили: глава Архангельской области Игорь Орлов (остался врио, пойдет на перевыборы); глава Пензенской области Василий Бочкарев (истек срок полномочий, врио стал спикер ЗакСа Иван Белозерцев) и глава Тамбовской области Олег Бетин (врио стал спикер облдумы Александр Никитин).

Павел СОМОВ