Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Промоигрушки могут содержать опасные вещества

11.10.2019

Как сообщили изданию «Далекая окраина» в российском отделении Greenpeace, торговые сети «Магнит», «Пятёрочка», «Перекрёсток», «Лента» и другие массово запускают промокампании, во время которых раздают покупателям одноразовый пластик. Причём сами «подарки»: «Скрепыши», «Стиратели» и другие персонажи — могут навредить детям, а упаковку, в которой их раздают, в переработку не берут.

Под видом сувениров людям просто дарят мусор. Тоннами. 

Рассказываем, что не так с этими промоакциями и почему надо держать «Скрепышей» подальше от детей. 

Упаковка таких «подарков» не перерабатывается

Чаще всего ретейлеры упаковывают промоподарки в саше: небольшой пакетик, состоящий из смеси пластика и фольги. Этот материал практически никто не перерабатывает, так как металл и пластик сложно отделить друг от друга. 

Такую многослойную упаковку обычно используют для пищевых продуктов или чего-то, что нужно долго хранить: она обладает более сильными защитными свойствами, чем просто пластик.

Для чего такая защита «Скрепышам», «Стирателям» или миниатюрам товаров из «Ленты» неясно: они все произведены из пластика, который не протечёт в сумку, не испачкает её и не испортится в ближайшие несколько сотен лет.

Ретейлеры раздают бессмысленные игрушки в ещё более бессмысленной упаковке. 

Интересно, что со временем упаковка меняется: прошлогодняя коллекция «Стирателей» из «Пятёрочки» была упакована в пластик с маркировкой PP, а «Стирателей-2» уже завернули в фольгированный пластик с маркировкой 7 («Другое»). Однако это не мешает «Пятёрочке» и «Перекрёстку» собирать упаковку от «Стирателей» и «Залипак» в коробки рядом с кассами и обещать покупателям, что она отправится в переработку. 

Получается, ретейлер упаковывает пластик в многослойную упаковку, чтобы покупатель сразу у кассы мог её снять и выбросить. Очень много действий и потраченных ресурсов ради того, чтобы произвести мусор. 

В выборе упаковки особенно отличился «Магнит». Он заявил, что 132 тонны пластика, в который завёрнуты 220 миллионов «Скрепышей», — биоразлагаемые и это «соответствует последним тенденциям в заботе об окружающей среде». Это обман

Такой пластик называется оксоразлагаемым — в Европе его запрещают с 2021 года. Он лишь распадается на мелкие фрагменты, превращаясь в микропластик, но никуда не исчезает, а продолжает загрязнять окружающую среду и может попасть в пищевые цепочки. 

На переработку такую упаковку тоже сдать нельзя: из-за добавки, ускоряющей распад на микропластик, она испортит всю партию вторсырья.

Промоигрушки могут содержать опасные вещества

«Стиратели» из «Пятёрочки» сделаны из ПВХ (это указано на упаковке) — опасного пластика, который может содержать бисфенол А, фталаты, ртуть, кадмий, а при сжигании выделяет диоксины, вызывающие рак. Исследования показывают, что фталаты нарушают обмен веществ и могут привести к диабету, ожирению, бесплодию, поведенческим расстройствам и даже раку. Особенно к ним чувствительны беременные женщины и маленькие дети.

В «Скрепышах» из «Магнита», вероятно, тоже содержится ПВХ, хотя на упаковке указан другой материал — термопластичная резина. Однако при горении они выделяют специфический запах, свойственный именно поливинилхлориду.  

Greenpeace не рекомендует давать детям игрушки, в безопасности которых вы не уверены. «Скрепыши», «Стиратели» и «Мини-Лента» не сделают ваших детей счастливыми. Подарите им своё время, а если очень хочется — одну качественную игрушку вместо десятков вредных безделушек из супермаркетов. 

Ретейлеры должны прекратить раздавать покупателям мусор

Крупнейшие российские сети X5 Retail Group, «Магнит» и «Лента» подписали меморандум об устойчивом развитии, согласившись работать над экологизацией своего бизнеса. При этом они продолжают запускать промоакции, плодящие тонны мусора. 

Greenpeace призывает торговые сети воздержаться от проведения подобных промоакций и заняться действительно полезной работой: провести аудит упаковки, отказаться от той, что нельзя переработать, и снижать количество пластика на полках. Лояльность покупателей можно заслужить только реальными действиями, помогающими сохранить окружающую среду, а не раздачей мусора. 

Далекая окраина