Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Развитие арктических территорий – один из приоритетов работы Правительства

26.07.2021

Заместитель Председателя Правительства – полномочный представитель Президента в ДФО в формате видеоконференции принял участие в открытии Дня Арктики в Санкт-Петербурге.

В рамках Дня Арктики организованы тематические сессии по развитию устойчивого судоходства по Северному морскому пути, международному транзиту, инвестициям в Арктику, будут обсуждаться перспективы хозяйственной деятельности и социально-экономического развития территории Арктического региона. Приветственное обращение в адрес участников и гостей мероприятия направил Президент России Владимир Путин. В обращении, в частности, отмечено: «В нашей стране проблематике развития северных территорий традиционно уделяется особое внимание. Российская Федерация последовательно укрепляет взаимодействие с соседями по региону, в том числе в формате Арктического совета. Сейчас, в период российского председательства в совете, мы нацелены на всемерное повышение эффективности этой важной многосторонней структуры, на реализацию в её рамках перспективных, взаимовыгодных совместных проектов».

В своём выступлении Юрий Трутнев отметил, что Правительство по поручению главы государства проводит работу по развитию арктических территорий. Ведётся активная работа по совершенствованию арктической законодательной базы. В 2020–2021 годах утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике, Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утверждён единый план по их реализации, приняты государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» и федеральный закон «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации».

Для повышения инвестиционной привлекательности региона продолжается модернизация арктических преференциальных механизмов. В 2020 году вся российская Арктика стала особой экономической зоной. «Сегодня каждый, готовый вложить в свой проект от одного миллиона рублей, может стать её резидентом, воспользоваться налоговыми льготами и административной поддержкой. Сейчас в преференциальных зонах Арктического региона зарегистрировано 128 резидентов с общим объёмом заявленных инвестиций более 300 млрд рублей», – заметил вице-премьер.

Он подчеркнул, что Президентом поставлены задачи, связанные с освоением Северного морского пути, повышением грузопотока до 80 млн т в год к 2024 году. «Для этого следует сделать довольно много. Надо обновить ледокольный флот, заниматься вопросами развития портовой инфраструктуры, связи, системы прогнозирования ледовой и гидрометеорологической обстановки, систем спасения и обслуживания судов», – сказал Юрий Трутнев.

В прошлом году заступил на дежурство головной ледокол серии 22220 «Арктика», способный ходить во льдах толщиной до 3 м. Строятся ещё четыре ледокола этой серии. На судоверфи «Звезда» заложен головной ледокол «Лидер» мощностью 120 МВт, который сможет преодолевать льды толщиной до 5 м. Для исследования дна акватории Северного Ледовитого океана пройдут модернизацию три гидрографических судна, ещё пять гидрографических судов – в строительстве. Для обеспечения безопасности мореплавания строится дополнительный аварийно-спасательный флот, формируются аварийно-спасательные части МЧС России, закупается авиатехника.

Идёт развитие Мурманского транспортного узла, создаётся терминал «Утренний» в Сабетте. В этом году началось строительство нефтеналивного терминала «Бухта Север» для проекта «Восток Ойл». Начата работа по модернизации железных дорог. Предстоит строительство Северного широтного хода и Северного широтного хода – 2.

«“Росатом”, являясь с 2018 года инфраструктурным оператором Северного морского пути, видит свою главную задачу в том, чтобы сделать из Северного морского пути удобный и эффективный маршрут, отвечающий всем международным требованиям логистики. Убеждён, что здесь нужны комплексные усилия государства и бизнеса», – отметил генеральный директор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачёв.

Рассматривался вопрос обеспечения безопасности мореплавания и организации поисково-спасательных работ в Арктическом морском бассейне. Для обеспечения безопасного и эффективного судоходства и хозяйственной деятельности в Арктическом бассейне ведутся гидрографические исследования. По словам заместителя Министра транспорта Александра Пошивая, до конца года в акватории Северного морского пути планируется выполнение площадной съёмки рельефа дна в объёме более 85 тыс. приведённых километров. Также он доложил о строительстве 14 многофункциональных аварийно-спасательных судов и буксиров с усиленным ледовым классом аварийно-спасательного флота. Суда будут дислоцироваться в места наиболее интенсивного судоходства на трассах Севморпути.

Обсуждалось развитие сил и средств МЧС России в Арктической зоне. МЧС планирует создать специализированные комплексы объектов в узловых точках региона (Сабетте, Диксоне, Тикси и Певеке), включающих подразделения центров управления в кризисных ситуациях территориальных органов, арктические поисково-спасательные подразделения и авиационно-спасательные звенья.

Модернизируются система мониторинга Росгидромета и система «Север», которые позволят следить за климатической и экологической ситуацией в Арктике. К 2024 году планируется переход к круглогодичной навигации на всём протяжении Северного морского пути. В перспективе система «Север» должна будет обеспечивать круглогодичную проводку судов по всему Северному морскому транспортному коридору – от Мурманска до Владивостока. Также представлена информация по климатической оценке площади льда в Арктике.

Прошло подписание ряда соглашений, в том числе об организации бесперебойного и экологически безопасного комплексного ледокольного обеспечения судоходства в акватории Северного морского пути, проведении комплексных исследований и мониторинга надводной и подводной экологической безопасности в Арктической зоне.

«Работы предстоит ещё много. Большая часть из того, о чём мы сейчас говорим, постоянно обсуждается в Правительстве. Мы будем эту работу вместе продолжать. Уверен, что общими усилиями мы и дальше будем осваивать этот труднодоступный, но крайне важный и для нашей страны, и для всего мира регион. Продолжим выполнять поручения Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина. Развитие арктических территорий – важное направление деятельности Правительства Российской Федерации», – подытожил Юрий Трутнев.

Далекая окраина