Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Реализация жилищной политики является крайне противоречивой и порождает серьезные социальные проблемы

12.12.2019

Как сообщили изданию «Далекая окраина» в пресс – службе НП "Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ Контроль", в Общественной палате РФ прошла Международная конференция «От неравенства к справедливости:
мировой опыт и решения для России». Исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева выступила на сессии сессия «Среда для жизни: как обеспечить равное качество экологии, жилья и городской среды» с докладом на эту тему.

— Право граждан на жилище как одно из важнейших социальных прав гарантировано Конституцией Российской Федерации.

Тем не менее реализация Российской Федерацией жилищной политики является крайне противоречивой и порождает серьезные социальные проблемы, в том числе серьезное неравенство в обеспечении граждан жильем.

Проблема № 1. Низкое качество существующего жилья

Основная причина — не сформирован институт ответственного собственника.

Многие проблемы РФ в жилищной сфере были порождены массовой приватизацией жилья в 90-е годы. Большая часть россиян проживает в многоквартирных домахони составляют около 68 % жилищного фонда. Строительство многоквартирных домов продолжает оставаться приоритетом строительной политики в Российской Федерации.

Доля собственного жилья в РФ – 90 %.

В соответствии с ЖК собственники несут ответственность за содержание МКД.  Однако при невыполнении этих обязательств никакой ответственности к ним не применяется. Напротив, государство берет на себя ответственность за содержание жилья. Оно готово за собственников выбрать УК, установить тариф на обслуживание жилого помещения, контролировать содержание жилья, реализует вместо собственников программу капремонта при субсидиарной ответственности субъектов, проводит программу сноса аварийного жилья и переселения в новые дома.

В итоге такой «заботы» — изношенная инфрастуруктура, низкая энергоэффективность и высокие коммунальные платежи.

Проблема № 2. Отсутствие современной коммунальной инфраструктуры

Удельный вес площади жилых помещений, оборудованных одновременно водопроводом, водоотведением (канализацией), отоплением, горячим водоснабжением, газом или напольными электроплитами на конец 2018 года составляет менее 60 % (данные Росстата). В сельской местности в Забайкальском крае, Республике Бурятия, Дагестане, Якутии, Еврейской АО благоустроенным является менее 10% жилищного фонда.

Проблема № 3 – Низкое качество городской среды

Национальный проект «Жилье и городская среда» — предполагает повышение индекса качества городов с благоприятной средой до 60 %.

Города оцениваются по 36 критериев – безопасность, экологичность, разнообразие жилой застройки, развитие дорожной сети и социальной инфраструктуры. Тем не менее, нормальной массовой реализации этой идеи мешает отсутствие механизмов городской реновации.

Проблема № 4 – Низкая обеспеченность жильем в пересчете на душу населения

Обеспеченность жильем на душу населения в Российской Федерации значительно ниже, чем в Европе и США. По данным на конец 2018 года на каждого жителя России приходится в среднем 25, 8 кв. м. жилых помещений (в Европе – 40 кв.м, в США – 70 кв.м. на человека).

Результаты жилищной политики РФ в предыдущие годы

  • Доля семей, имеющих возможность приобрести жилье с помощью собственных и заёмных средств увеличилась с 2004 г. более, чем в 4 раза и достигла 47% в 2018 г. (расчеты Фонда «Институт экономики города»;
  • Быстрыми темпами развивается ипотечное жилищное кредитование.

Национальный проект «Жилье и городская среда» — строительства жилья к 2024 году – до 120 млн. кв. м.

Ежегодное улучшение жилищных условий – до 5 млн. к 2024 году.

Тем не менее есть проблемы: высокая стоимость ипотечных кредитов. Квадратный метр дорожает (из-за внедрения в том числе эскроу счетов)

В итоге не более 50% граждан могут позволить себе купить жилье.

Инструменты защиты жилищных прав граждан с низкими доходами являются недостаточно эффективными и недостаточно адресными.

По данным Фонда «Институт экономики города» (на основании данных исследования «Анализ состояния жилищной сферы на территориях основных Российских городских агломераций», на федеральном уровне вопросы оказания помощи гражданам по жилищным вопросам регулируются 46 нормативными правыми актами (Федеральные законы, Указы Президента, Постановления Правительства). Данными НПА определяются более 140 категорий граждан, которые могут рассчитывать на помощь государства. Регионы и муниципалитеты могут дополнять этот перечень.

Противоречивость и неполнота оснований учета граждан.

При этом далеко не всегда эти критерии основываются на принципах нуждаемости по уровню доходов. При предоставлении жилья отдельным категориям не учитывается даже жилищная нуждаемость (собственникам аварийных помещений во многих регионах предоставляют при переселении новые помещения вне зависимости от того, является ли данное жилье единственным).

Главный инструмент жилищной защиты граждан с низкими доходами — Социальный найм.  Но у органов местного самоуправления нет на это бюджета. К тому же соцнайм у нас в стране бессрочный и не зависит от доходов граждан. Многие нуждающиеся стоят в очереди на получение жилья в социальный найм 10 и более лет.

По данным Фонда «Институт экономики города» (на основании данных исследования «Анализ состояния жилищной сферы на территориях основных Российских городских агломераций», накопленные обязательства бюджета перед различными категориями граждан, имеющими право на получение жилья за счет государства, составляет более 8,9 трлн руб.

Доля арендного жилья в странах мира:

Страна

Доля арендного жилья, %

Германия

57

Нидерланды

43,5

Австрия

42,0

Дания

42

Франция

39,9

Финляндия

32,9.

Канада

31.9

Россия

10

Отсутствие арендного жилья – это еще и проблема трудовой мобильности

Что предлагают эксперты ОП РФ?

  • Провести унификацию оснований и механизмов жилищной поддержки, использование единых жилищных стандартов при признании граждан нуждающимися в жилищной поддержке (минимальный жилищный стандарт) и предоставлении такой поддержки (стандарт жилищного обеспечения) на территории всей страны.
  • Ввести централизованный персонифицированный учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
  • Повысить адресность предоставления жилищной поддержки наиболее нуждающимся гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями на уровне минимальных жилищных стандартов и не имеющим доходов, достаточных для самостоятельного решения жилищной проблемы
  • Расширить и дифференцировать формы удовлетворения жилищных потребностей граждан, в том числе в зависимости от уровня нуждаемости (ипотека, субсидии на покупку и аренду, наем и т.п.). Расширение возможностей по выбору гражданами различных форм предоставления жилищной поддержки
  • Создать цивилизованную налогооблагаемую систему наемного жилья
  • Сделать ставку на индивидуальное жилищное строительство
  • Новые формы финансирования жилья, в том числе – возродить строительные кооперативы
  • Расширить инструменты реновации ветхого жилого фонда