Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Владимир Путин провел Госсовет по развитию бизнеса

19.09.2014

Санкции Запада в отношении России говорят об отказе этих стран от базовых принципов ВТО, заявил вчера президент. Россия не пытается наказать кого-то ответными мерами, наоборот, думает о своем развитии.

На заседании Госсовета глава государства предложил поговорить о том, как повысить конкурентоспособность отечественной экономики. "За предстоящие 1,5-2 года необходимо сделать настоящий рывок в повышении конкурентоспособности реального сектора, - считает он. - Сделать то, на что раньше потребовались бы, может быть, даже годы".

С 2000-х годов Россия демонстрировала хорошие макроэкономические результаты, удалось запустить внутренние источники роста, происходили структурные изменения. Многое было сделано и для улучшения предпринимательского климата.

"Вступление в ВТО еще раз подтвердило, что мы строим открытую экономику и готовы к самой тесной кооперации с нашими партнерами во всем мире", - подчеркнул Владимир Путин. Присоединение к этой организации резко повысило планку требований к национальной конкурентоспособности. Дискуссия о том, нужна ли России ВТО, была непростой, переговоры шли 16 лет. "В целом мы добились от наших партнеров принятия таких решений, таких формул присоединения к ВТО, которые отвечали нашим интересам, и несмотря на определенные издержки для отдельных секторов экономики, все-таки в целом добились приемлемых условий", - напомнил президент.

Последние месяцы ситуация меняется. "Введенные против нашей страны ограничения - это не что иное, как отказ от базовых принципов ВТО некоторыми нашими партнерами, - считает Путин. - Нарушается принцип равенства условий доступа всех стран - участников экономической деятельности к рынкам товаров и услуг, игнорируется режим наибольшего благоприятствования в торговле и принцип справедливой и свободной конкуренции". Все это делается политизировано, без соблюдения норм ВТО, напомнил он. "Фактически группа стран в одностороннем порядке позволила себе зачеркнуть эти и ряд других принципов и правил ВТО для России, которая входит в число шести крупнейших экономик мира", - возмутился глава государства.

Россия дала на это ответ. "Защитные меры вызваны отнюдь не стремлением кого-то наказать из наших партнеров, как-то повлиять на их решение, - объяснил президент. - Совсем нет, мы понимаем, что есть вещи, которые для наших партнеров являются, видимо, более важными, чем нормальное состояние мировой экономики. Бог им судья, это их решение. Но мы прежде всего при принятии ответных защитных мер думаем о своих интересах, о задачах развития, о защите своих товаропроизводителей и своих рынков от недобросовестной конкуренции".

Нужно использовать одно из важных конкурентных преимуществ страны - емкий внутренний рынок. Его надо заполнить качественными товарами, которые производит реальный сектор, сохраняя стабильность и сбалансированность экономики. "По сути, речь идет о формировании такой экономической политики, такой стратегии, при которой все усилия федеральных и региональных органов власти должны быть ориентированы на развитие реального сектора", - обозначил Путин.

Нужна доступность кредитов, новые конкурентоспособные условия финансирования бизнеса. "Эта тема ключевая, даже вне всякой привязки к каким бы то ни было санкциям", - напомнил президент. Пока что процентные ставки по кредитам часто превышают рентабельность проектов. Также следует развивать инфраструктуру и готовить квалифицированных специалистов для реального сектора.

"Конкурентоспособность российских предприятий будет прямо зависеть от того, смогут ли они выпускать в достаточных объемах продукцию, не уступающую зарубежной по качеству и по цене", - пояснил глава государства. Таких предприятий становится все больше. В разы увеличилось производство нефтехимии и изделий из пластмассы, выросли объемы выпуска автокомпонентов, строительных и отделочных материалов. На мировом рынке востребована продукция российского ОПК. В сфере высоких технологий Россия занимает прочные позиции по экспорту ядерных реакторов и технологий в мирных целях, радиолокационной и навигационной аппаратуры. В сельском хозяйстве наша страна почти полностью обеспечивает себя картофелем и зерном. Важно также обеспечить выход конкурентной продукции на внешние рынки, наращивать не только поставки сырья, но и конечную продукцию машиностроения, станкостроения и других отраслей, указал Путин.

Скоро будут готовы планы импортозамещения в разных отраслях экономики, сообщил министр экономического развития Алексей Улюкаев. По его словам, санкции обращены именно к тем секторам российской экономики, которые хорошо развиты. ЕС пытается использовать ситуацию на Украине, чтобы "провести решения, которые они не смогли провести легальным образом, когда речь шла об условиях участия России в ВТО", - считает министр. "Они пытаются "под ковром" это протащить, например, под так называемым механизмом ассоциированного членства Украины в европейском сообществе, которое позволило бы снять таможенную защиту на границе Украины и ЕС и России с Украиной, тем самым создать риски серьезного вытеснения российских товаров с европейского рынка, а также ухудшения ситуации на внутреннем российском рынке", - сказал он.

"Лояльность покупателя к отечественной продукции растет почти по всей номенклатуре", - констатировал глава минпромторга Денис Мантуров. То есть санкции работают на поддержку российских товаров. Так, на рынке продовольствия "ситуацию удается удерживать без дефицита и существенного роста цен", - сообщил он. Минпромторг уже внес в правительство план мероприятий по импортозамещению в обрабатывающей промышленности. Министр также предложил начать переговоры в ВТО по изменению ряда обязательств.

"Это миф, что мы не можем себя накормить, одеть и обуть", - убежденно заявил белгородский губернатор Евгений Савченко. Отечественные производители могут создать сотни тысяч рабочих мест, уверен он. Савченко предложил сформировать перечень проектов, направленных на импортозамещение, а также объявить в стране "трехлетку импортозамещения". "Главное, не пойти на попятные решения", - считает он. Еще одна идея губернатора - отказаться от моратория на пересмотр налогового законодательства.

Комментарии

Виктор Ивантер, академик, директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН:

- Да, нам нужно отказаться от многих устоявшихся догм, чтобы снова выйти на приемлемые для нас темпы экономического роста. Для начала хорошо бы освободиться от навязчивой идеи о том, что низкие темпы вызваны какими-то стихийными силами, для нас всегда неожиданными и неуправляемыми. В действительности виноваты мы сами, и нам же самим по силам исправить ситуацию.

И в этом, как это ни покажется на первый взгляд странным, нам поможет тяжелый внешний фон. Ограничения на доступ к западному рынку капитала заставят перейти на внутренние источники финансирования. Тем более что внешние - это, по сути, трансферт наших собственных сбережений, валютных резервов, которые мы размещаем на Западе.

Отказаться нам нужно и от взгляда на мир как на один большой супермаркет, в котором можно все купить, были бы деньги. А в действительности мы часто покупали не новейшие технологии, а очень даже рядовую технику.

Впрочем, я сам симпатизирую отечественному производителю лишь до тех пор, пока с ним не сталкиваюсь как рядовой потребитель. Но надо понять, что он уже давно загнан в угол, конкурентные преимущества на стороне импортеров - ведь те имеют доступ к дешевым кредитам, передовым технологиям и так далее. А мы не давали нашему производителю доступных кредитов. Без них развитие невозможно. Нужно не забывать свой опыт высоких темпов экономического роста 2003-2008 годов. Все время говорят, что у нас нет дешевых "длинных" денег. Я считаю, что это ошибка, есть колоссальные резервы, банковская система для инвестирования в экономику совершенно не используется.

Еще одно важное соображение. Конечно, экономический рост должен основываться на частных инвестициях. Но если государство, такой мощный собственник, не делает инвестиций и объясняет это тем, что боится рисковать народными деньгами, то частный сектор тем более на эти риски не пойдет. Инвестиции всегда рискованны, но если ничего не делать, не будет и никакого роста. Так что в больших проектах лидировать должен государственный капитал, на нем - инфраструктура, а за ним придет частный бизнес, и он уже доведет продукт, услугу до потребителя. То есть частно-государственное партнерство - это ни в коем случае не простое долевое участие! У государства совершенно четкая задача - создать базу, подготовить площадку.

Итак, нужно отказаться от скопидомства. От страха перед дефицитом бюджета. Во всем мире 3-процентный дефицит - это нормально. У нас при огромных задачах перед государством именно сейчас закладывается дефицит на уровне десятых процента. Звучит кощунственно, но нужно отказаться и от стойкого предубеждения против эмиссии денег в инвестиционных целях. В разумных пределах, на тщательно просчитанные проекты - можно.

Иван Ефременков, руководитель Центра экспертизы "ОПОРЫ России":

- На Госсовете прозвучало предложение отказаться от моратория на пересмотр налогового законодательства. Если на это и идти в условиях замедления экономического роста, то, придерживаясь принципа неувеличения фискальной нагрузки на бизнес. Можно модернизировать отдельные налоговые режимы, налоговое администрирование.

Разумно, наверное, и пересмотреть нынешнюю ставку налога на дивиденды в 9 процентов. Наверное, это стало бы альтернативой, даже, я бы сказал, хорошим "разменом" налогу с продаж. Его возможное введение сказалось бы на всех - от рядовых потребителей до бизнеса, а изменение налога на дивиденды коснулось бы ограниченной прослойки - состоятельных акционеров крупных компаний, людей не бедных. Модернизация этого налога - по сути, аналога прогрессивной шкалы налогообложения по НДФЛ - увеличит поступления в региональные бюджеты, с одной стороны. А с другой - появится возможность косвенным образом дифференцировать налог на доходы граждан, физлиц. Чем больше доходы, тем больше налог - в случае с дивидендами это так.

А вот налог с оборота, которым предлагается заменить налог на добавленную стоимость, - это слишком радикальная идея. Налог с оборота действует в некоторых европейских странах, в частности в Эстонии, но он никогда еще не применялся в России. Нужны финансово-экономические обоснования - другими будут налоговая база, налоговые ставки, нагрузка на бизнес. И не очевидно, что она не вырастет.

Налог с оборота, в конечном счете, коснется всех производителей, которые свою фискальную нагрузку закладывают в конечную стоимость. Но одновременно коснется он и торговцев, которые реализуют товары. И оптовиков, и посредников. Может возникнуть эффект каскадного налогообложения, когда один и тот же товар будет облагаться налогом несколько раз. А конечную стоимость товара от производителя до прилавка невозможно будет предсказать. Конечные цены взметнутся. Я считаю, налог с оборота - это фактически тот же самый налог с продаж, но только не в 3 процента, а больше.

По поводу введения налога на прибыль сельхозпредприятий - тоже спорная мысль. Большинство на селе платят сегодня единый сельхозналог - 6 процентов от оборота, и освобождены от других налогов. Если ввести налог на прибыль, то налицо будет рост налоговой нагрузки, изъятие денег из оборота. А с учетом того, что село и так испытывает дефицит финансов, развивается благодаря многомиллиардным программам господдержки, это странно выглядит.

Вадим Дробиз, директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя:

- Согласен, что пора навести порядок на алкогольном рынке, более половины которого, как это было сказано вчера на Госсовете, находится в теневом обороте.

И, считаю, у регионов есть все полномочия, чтобы его контролировать. Вплоть до введения сухого закона. Это прописано в законодательстве. На федеральном уровне проводится акцизная политика, в результате которой бутылка легальной водки подорожала за четыре года в 2,5 раза - со 100 рублей до 250 рублей. А бутылка нелегальной водки подорожала с 50 до 220 рублей. Мы получили мощнейший всплеск нелегального рынка. Никто не мешает региональным властям проверять легальность акцизной марки в магазине. Все рычаги контроля есть.

Что касается изменения поступлений от акцизов. В одном из выступлений речь шла о том, чтобы перераспределить доходы от акцизов на производство алкоголя. Сейчас 60 процентов идет в федеральный бюджет, 40 - регионам. Но говорить о том, что это сотни миллиардов рублей - нельзя. В прошлом году от акцизов было получено 300 миллиардов рублей. В этом году - будет 350 миллиардов. Из них большая часть - это пиво, слабоалкогольные коктейли и прочий некрепкий алкоголь. Крепкие напитки дали в прошлом году 80 миллиардов рублей. Получается, регионам отойдут дополнительно 10 процентов - это 8 миллиардов рублей. Может, конечно, имелись в виду какие-то налоги с продажи, но тут нужно уточнить.

Вообще налогами и акцизами дело не исправишь. Размер нелегального рынка алкоголя напрямую зависит от того, насколько спиртное доступно для населения. Человек, который получает 10 тысяч рублей, никогда не будет пить легальный алкоголь. А у него есть точно такая же потребность, как у человека с доходом в 30 тысяч рублей. При этом в США или Европе пособие по безработице - в районе 900 евро или долларов. А бутылка алкоголя - примерно 4 евро или долларов. Можно купить 200 бутылок. А в России - 45 бутылок. Хотя потребности у нас отличаются не так резко. Решение проблемы в России - относительно нынешних цен поднять минимальную зарплату до 20 тысяч рублей. Тогда на минимальную зарплату можно было бы купить хотя бы 100 бутылок.