Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Vox populi – Vox President

10.06.2014

 «Vox populi – vox Dei» – «Глас народа – глас Божий» говорили еще древние римляне. И, в общем-то, не ошибались. Сегодня словосочетанием «Vox populi» принято обозначать разнообразные социологические опросы и исследования, призванные выявить общественное мнение по «краеугольным» общественным проблемам. Прямая линия с российским президентом Путиным, бесспорно, является ярким проявлением современного народного vox'а. Несмотря на мнения некоторых скептиков о «срежиссированности» данного мероприятия, вряд ли подобное общение в режиме реального времени продолжительностью свыше трех часов можно полностью выверить… Интересные выводы, в том числе и для дальневосточников, дает анализ вопросов-ответов, прозвучавших в эфире 17 апреля. Недавно одна из крупнейших российских исследовательских организаций – Фонд общественное мнение (ФОМ) – опубликовала результаты опроса россиян относительно прошедшей прямой линии. И многие индикаторы стали весьма симптоматичны и показательны, они позволяют судить, в частности, и о том, насколько в действительности менталитет и осознание национальной идентичности дальневосточников отдалились от «среднероссийского уровня», и отдалились ли вообще…

Прямая линия – ток-шоу или информационный блок

Прямая линия этого года существенно отличалась от предыдущих ежегодных общений первого лица государства с народом. «Застрельной» темой, безусловно, стали Украинский кризис и присоединение Крыма – обсуждались они в довольно полярных ключах, начиная от народного восторга и восхищения присоединением «исконно русской территории» и заканчивая вопросами о том, правда ли что из-за вливания Крыма социальные расходы бюджета понизятся…  Президент успокоил – сказал, что весь социальный бюджет будет в рамках планируемого, а расходы на Украину и Крым – из резервного фонда…

Согласно данным опроса ФОМа, в целом формат прямой линии интересен почти 70% россиян, в сравнении с 2011 годом «кривая» положительного отношения пошла вверх, несколько увеличилось количество респондентов, которые не слышали о прямой линии, и снизился процент тех, кому оная не понравилась. То есть можно сделать вывод о том, что растет персональная харизма Путина и падает доверие к иным чиновникам, прежде всего к власть предержащим на местах. Тема Крыма и Севастополя запомнилась 8% респондентов, тема Украины – 7%, социальные проблемы – 4%, личная жизнь Путина, отношения с Западом и «все понравилось» - по 3%, по 2% получили две противоположности - «четкие ответы Путина» и «уклончивые ответы Путина», по 1% - «искренность Путина», зарплаты бюджетников и «дороги». Затруднились ответить о том, что им особенно запомнилось, 14% респондентов.

О чем говорят эти оценочные суждения россиян? По-видимому, о том, что, во-первых, великодержавность российскую «не задушишь, не убьешь» (Крым нам намного важнее социалки и зарплат бюджетников – традиционно «больных» тем). Во-вторых, о том, что харизма первого лица остается непоколебимой, а рейтинг высоким (вопросы о том, когда женится Путин и о его любимом кино – по первому отшутился, по второму сказал «Конечно, Чапаев») . И в третьих о том, что, по-видимому, несмотря на заявления многих скептиков, дела в государстве нашенском не так уж плохи – если извечная российская проблема – «дороги» – получает всего 1%, то «таки я Вас умоляю», как говорят в Одессе – русском, но (пока еще?) не российском городе – «та шоб я так жил»…

Дальневосточный vox

Дальневосточные вопросы открыл вопрос о присоединении к России Аляски. Гражданка с винтажным ныне именем Фаина спросила, не присоединить ли после Крыма к России и иную русскую землю – Аляску? Глава государства отшутился насчет того, что у нас и так северная страна и нам дополнительные северные территории не нужны, упомянув при этом и шутливое название Аляски - Ice-Крым, созвучное с мороженым в английском произношении. Шутки-шутками, а вопрос данный для нас, дальневосточников, можно считать показательным – ведь не спрашивали же жители Северо-Западного федерального округа о возвращении Финляндии… В русле Ice-Крым'ного вопроса и национальная идентичность дальневосточников воспринимается ближе к российской, вопреки расхожим домыслам об оторванности нашего менталитета от среднероссийского…

Условно дальневосточным (точнее – АТР'овским) можно назвать и вопрос о «спасении на водах» – шестилетняя Альбина прислала вопрос о том, спас бы Обама Путина, если бы наш президент тонул. Путин посмеялся, сказав, что «надеюсь что на попаду в такую ситуацию», и в то же время отметив, что лично как человека высоко оценивает Обаму и что, тот, по его мнению, тот наверняка помог бы ему.

Серьезные «водные» вопросы касались последствий прошлогоднего наводнения на Дальнем Востоке. В рамках прямой линии были два прямых включения с Дальнего Востока – из поселков Еврейской автономной области, а также Хабаровского края. Жители беспокоились о насущных проблемах – когда будут построены новые дома и как получить компенсацию. При этом в первом случае среди людей находился и полпред Юрий Трутнев, который, впрочем, права голоса не получил – при попытке журналиста прямо передать ему микрофон в начале включения ВВП отрезал, что «с Юрием Петровичем и так общается часто в рабочей обстановке и хочет поговорить с людьми» – Vox populi для президента был превыше всего, и он заверил, что все вопросы пострадавших в текущем году будут решены, прежде всего вопрос жилищный – лишившиеся крова могут либо получить компенсацию и приобрести себе жилье где пожелают, либо получат квартиры во вновь строящихся домах.

Кстати, не все заметили, что при прямом включении из ЕАО данный Субъект Федерации на экране был поименован как «Еврейский автономный округ», что, видимо, подтверждает, что если прямая линия и была срежиссирована, то однозначно не во всем. А также о том, что ответственным товарищам в Москве неплохо бы административно-территориальное устройство страны подучить…

Вопросы, которые могли бы прозвучать

Несомненно, был и ряд дальневосточных вопросов, которые вполне могли бы прозвучать в рамках прямой линии, но не прозвучали (что, впрочем, не означает что соответствующие вопросы не были направлены через сеть Интернет или по единым телефонным линиям, нона них просто не хватило времени в эфире и соответствующая «раздача слонов» по ним еще произойдет).

Так, ряд местных СМИ до прямой линии анонсировали  наболевший вопрос о застройке сопки Орлиное гнездо во Владивостоке (могли и про Хайятты, «в очередной раз» недостроенные уже спустя два года после Саммита АТЭС спросить), другим подобным вопросом вполне мог стать разворачивающийся скандал с сенатором от Сахалинской области Александром Верховским. Конфуз случился на медиафоруме объединенного народного фронта «Правда и справедливость», где президенту задали вопрос об американских активах сенатора от «нефтяного острова» – он является бенефициаром бизнеса, который в свою очередь управляет бизнес-единицами, зарегистрированным в США и эксклюзивно отвечающими за реализацию российских уловов рыбы – ситуация особенно пикантна в связи с тем, что ряд основополагающих государственных документов – начиная от поручений президента и заканчивая указаниями Росрыболовства – как раз направлены на обратное, на протекционизм национальной рыбной отрасли – перевалку рыбы через российский берег, создание рыбных бирж, и т.д. и т.п. То есть российский чиновник высшего государственного ранга по сути работает на экономику США, что, безусловно, оказывает влияние на его политическую позицию в России. Что в свете украинского кризиса чревато вдвойне – как говорили строгие товарищи в советское время «сегодня он играет джаз, а завтра…». А еще говаривали, что «один внешний враг страшнее ста внешних врагов»…  Президент на это сказал прямо, что вид на жительство и гражданство частного лица это одно, а интересы государства и работа конкретного чиновника – это другое.

Вообще, тема слуг народа в прямой линии, как впрочем, и обычно, прозвучала довольно однозначно. В частности, Владимира Путина спросили, не собирается ли он расстреливать за должностные преступления «пачками» чиновников – как в близком (особенно нам, дальневосточникам) Китае. На что он ответил, что у нас за это не расстреливали и расстреливать не будут, и привел небезызвестное высказывание гуманиста Питирима Сорокина о том, что «рост преступности будет сдержан не строгостью наказания, а его неотвратимостью». То есть когда бомж (простите, ныне – асоциальный элемент), рабочий, бюджетник, сенатор, депутат или губернатор – все будут равны перед законом и будут нести одинаковую ответственность. А губернатор Ростовской области Василий Голубев получил «на орехи» за то, что не общается с населением, по поводу чего Президенту жаловались в рамках прямой линии. Можно сказать, повезло ему с «неотвратимостью наказания» – всего два года назад приморский губернатор Сергей Дарькин, помнится, не устоял против вопроса бизнесмена Голдобина о том, «доколе в Приморье власти будут кошмарить бизнес». Хорошо, хоть про нынешнего приморского главу вопросы не задают… Пока… 

Павел СОМОВ