Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

«Будем расхлебывать еще длительное время». Чего боятся молочники

29.11.2021

С 1 декабря в молочной отрасли начнется полномасштабное внедрение маркировки. Игроки рынка уверены, что это приведет не только к росту стоимости молочной продукции и исчезновению с полок молочной продукции короткого срока хранения менее пяти дней, но и к выходу на рынок фальсификата по более низким ценам. Может повториться ситуация 13-летней давности.

В 2008 г. вышел федеральный закон, определяющий технический регламент на молоко и молочную продукцию. Целью данного закона были «защита жизни и здоровья граждан, а также «предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, и обеспечения достоверности информации о наименовании, составе и потребительских свойствах молока и молочной продукции».

Если упростить сложный бюрократический язык, правительство разделило молочную продукцию, производимую из сырого молока и ту, которая изготавливается из иного сырья, в частности, под «иное» попало натуральное сухое молоко. То есть продукты, производимые с составом или на основе сухого молока, попадали под категорию «молокосодержащих». По сути, восстановленное молоко называть «молоком» запретили.

Юрий Минкин, директор Арсеньевского молочного комбината: «Кто-то решил таким способом «поддержать» производителей сырого коровьего  молока. В итоге, сухое молоко стало невостребованным, что привело к массовому закрытию предприятий, производивших качественное сухое молоко из качественного сырого молока».

Проследим цепочку тех фатальных событий: в стране были избытки молока, которые поставлялись на заводы. Это хорошее, качественное молоко сушили, то есть производили из молока сырого молоко сухое, и отправляли по всей стране. Когда в 2008 г. приняли закон о том, что вся продукция, которая производится из сухого молока, не может называться «молочной продукцией» и должна позиционироваться как  «молокосодержащий продукт», производители перестали использовать сухое молоко в качестве сырья. Спрос на этот продукт резко упал, заводы закрылись, сырое молоко принимать стало некому, коров ликвидировали.

В итоге, произошел прямо противоположный ожидаемому эффект: дефицит сырья привел к его удорожанию и в конечном итоге, сегодня на рынке цельное сухое молоко оптом стоит больше 365 руб. Особенно, это коснулось таких регионов как Дальний Восток, где априори нет заводов, производящих сухое молоко, а коров, которые обеспечивали бы нас сырьем, недостаточно». 

В технический регламент с тех пор были внесены поправки, на упаковках теперь можно писать «молоко». Однако ниже производители обязаны также пояснять: «восстановленное молоко, произведенное из концентрированных сгущенных или сухих молочных продуктов».

«Те люди, которые изначально принимали необдуманное решение, не просчитывали его последствия.  8 лет прошло с тех пор, как  жесткий регламент был смягчен, но ущерб от его введения в 2008 г. мы будем расхлебывать еще длительное время. Введение маркировки «Честный знак» на молочную продукцию короткого хранения является такой же ошибкой как введение того регламента, сделавшего качественное сухое молоко вне закона. Те действия, которые сегодня предпринимаются, постепенно приведут к тому, что продукт повседневного пользования станет  премиальным продуктом, недоступным населению даже со средним доходом. Люди начнут  делать выбор в пользу более дешевого, некачественного молока», - говорит Юрий Минкин. 

Кроме того, по словам производителей, в сложившихся реалиях наметилась еще одна печальная тенденция. Удорожание качественного сырьевого сливочного масла в оптовых поставках произошло с 310 руб. до 460 руб. При такой стоимости увеличилось количество контрафакта  с использованием растительного, говяжьего жира. Участники рынка уверены, что эта ситуация спровоцирует увеличение объемов производства недобросовестными производителями, использующих в качестве сырья дешевое контрафактное масло.

«При этом никакой «Меркурий»  или «Честный знак» их не остановит, а уменьшение количества «живых» проверок, связанных с пандемией коронавируса, создает недобросовестным торговцам дополнительный «бонус» для разворачивания деятельности. Соответственно,  в такой ситуации страдают не только добросовестные производители, поставленные в неравные конкурентные условия, но и покупатели, приобретающий некачественный и даже вредный продукт», - пояснил Юрий Минкин.

Конкурент