Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

«Китайцев» не хватает на съехавших «японцев»: ситуация с правым рулем – новый поворот

21.07.2023

Если Япония и примет решение о массовом запрете экспорта своих автомобилей в Россию, то она нанесет ущерб сама себе. Российский авторынок тем временем просто сможет продержаться за счет продукции китайского автопрома, причем не только нового. Такой вывод можно сделать из опроса, который KONKURENT.RU провел среди экспертов рынка.

19 июля авторитетная японская газета Yomiuri сообщила, что Страна восходящего солнца намеревается ввести запрет на поставку в Россию новых и подержанных машин с объемом двигателя более 1,9 л, а также электромобилей и гибридов. Уже на следующий день данную информацию не подтвердили в самом правительстве Японии. Правда, с оглядкой на Евросоюз и США в японском кабмине все же планируют рассмотреть вопрос серьезного для Дальнего Востока вопроса. Что будет, если эмбарго все же введут?

По мнению экспертов, если Япония пойдет по пути Евросоюза и США, российский авторынок трансформируется окончательно, пройдя точку невозврата. Напомним, что недружественные РФ страны в мае ввели запрет на экспорт автомобилей объемом свыше 1,9 л.

Сергей Соколов, директор ООО «Находка Авто»: «Если Япония решится ввести ограничения на ввоз авто в Россию, прежний формат авторынка исчезнет. Все модели, которые и составляют основную долю рынка, будут под запретом. Это огромное количество гибридов с объемом двигателя 1.8, и бензиновые модели с двигателем 2.0. Речь идет о таких популярных и любимых россиянами машинах, как Nissan X-Trail, все кроссоверы линейки «Тойоты», а также их гибриды  Aqua и Prius. Очень длинный список получится. Останутся простые бензиновые авто с мотором до 1,8».

На фоне слухов спрос на продукцию японского автопрома резко вырос. «Что касается влияния факторов, связанных с японским авторынком, они стали катализатором продаж даже тех автомобилей, на которых спроса вообще не было. Несмотря на то, что мы добавили 5-7% к стоимости машин, все, что было в наличии – уже продано», – говорит Дмитрий Клатаевский, директор компании «Япония Транзит».

Но, по его словам, введение ограничений невыгодно в первую очередь самой Японии. За первые шесть месяцев 2023 г. Япония нарастила экспорт легковых автомобилей в Россию на 32,8% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Теперь на категорию транспортных средств приходится почти 63% всего японского экспорта в РФ. По подсчетам Yomiuri, из-за ужесточения правил экспорт машин в Россию может сократиться примерно с нынешних 600 млрд до 100 млрд иен в стоимостном выражении.

Однако, если в будущем меры все же будут реализованы, российский авторынок трансформируется полностью. «В качестве альтернативы останется только Китай, многие участники рынка уже переключаются на это направление, а в условиях запрета – это примет массовый характер», – уверен Дмитрий Клатаевский.

Солидарен с ним и Артем Макеев, директор автосервиса «Белизар»: «Думаю, японцам невыгоден такой запрет, и если такое решение будет принято, то оно скорее станет вынужденной мерой в попытке «угодить» недружественным к России странам. В этом случае рынок лишится всех гибридов и машин с объемом двигателя от 2 до 2,5 литра. Это минивены, микроавтобусы, большая часть джипов и так далее. Останутся легковушки-малолитражки 1-1,5 литра. Основной объем ушедших автомобилей заместит автопром с китайским лицом, и «чистокровные» китайцы, а также корейские авто. Не думаю, что японские авто полностью исчезнут. Скорее всего, какая-то часть будет ввозиться через третьи страны, но цены на них будут совсем другими».

Стоит отметить, что хоть «китайцев» и не хватает на съехавших «японцев», но они постепенно захватывают рынок. Согласно данным Главного таможенного управления (ГТУ) КНР, которые собрала китайская ассоциация автопроизводителей, с января по май 2023 г. КНР экспортировала в Россию примерно 287 000 автомобилей. За весь 2022 г. Китай поставил в Россию около 162 000 машин.

В денежном выражении, по данным ГТУ, импорт китайских автомобилей в Россию за январь – май 2023 г. вырос в пять раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до $ 3,57 млрд против $ 685 млн. Всего с января по май 2023 г. Китай экспортировал 1,933 млн машин, что на 79,8% больше, чем за этот же отрезок времени в 2022 г. На втором месте после России в списке импортеров китайских автомобилей расположилась Мексика (159 000 шт.), затем Бельгия (120 000 – через нее ввозят автомобили в Западную Европу), Австралия (101 000) и Великобритания (90 000).

Причем привозят из Китая не только новые автомобили, дилеры уже связываются и с бэушными «китайцами». Такие теперь все чаще можно встретить даже на главном авторынке Владивостока – «Зеленом углу».

Конкурент