Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

«Белый дом» объявил два конкурса на проведение «предвыборных» социсследований.

06.05.2013

В канун первомайских праздников администрация края объявила два конкурса на проведение социсследований: во Владивостоке на сумму 1,74 млн руб. и в пяти муниципалитетах края на 5 013 333 руб. Заказчик опросов – департамент внутренней политики АПК, тема исследований – настроения «контингента» в канун выборов.

Во Владивостоке предстоит исследовать «социальные настроения и ожидания жителей… по отношению к деятельности региональных и муниципальных органов власти", в Лесозаводске и Партизанске, Надеждинском, Партизанском и Хасанском районах – «общественно-политическую ситуацию накануне выборов в органы местного самоуправления». Заявки на участие в конкурсе принимаются до 6 июня, итоги планируется подвести 10 июня, говорится в конкурсной документации.

Эксперты считают, что темы исследований будут полезны не только для краевых «аналитиков», но и конкретным участникам выборного процесса. Так, согласно техническому заданию, во Владивостоке социологам предстоит распознать такие нюансы, как особенности восприятия населением действующего мэра, оценку проводимой муниципальной политики, определение «идеального мэра» и «положительных результатов в развитии города» со стороны горожан, электоральные настроения и предпочтения жителей Владивостока и т.д. Электоральные настроения будут исследованы и в ходе муниципальных опросов. Согласно конкурсной документации, во Владивостоке должно быть опрошено 3000 респондентов (две выборки по 1500 чел.), в пяти муниципалитетах края – почти 9 тысяч респондентов (от 1700 до 2000 в МО). Результаты должны быть представлены к августу, в самый пик выборов градоначальника.

Заявленные расценки на соцуслуги эксперты сочли завышенными. «Во ВЦИОМе и ФОМе цена такого как во Владивостоке опроса примерно 900 тысяч (без транспортных расходов), – утверждает директор Дальневосточного консалтингового Центра, специализирующегося на социологических услугах, Петр Ханас. – Но это брендовые структуры, у которых все очень дорого, местные компании обычно делают в три раза дешевле – вот и считайте… Транспортных расходов практически никаких, все в одном городе, в таком случае сама анкета может стоить максимум 300 рублей (сюда входит все, начиная от составления анкеты до заключения аналитиков). Это очень хорошая цена, такой высокой цены во Владивостоке практически не бывает. Вот и выходит, что максимально выгодная для подрядчика стоимость опроса – 900 000 рублей. Хотя, положа руку на сердце, такой опрос можно сделать за шестьсот тысяч – качественно!» – и еще заработать, – утверждает специалист.

По мнению аналитика, исследование носит явно выраженный прикладной характер и предназначено для коммерческого заказчика. «Заказ интересен не столько администрации края, сколько действующему мэру Владивостока Игорю Пушкареву (если конечно, губернатор не планирует в мэры «своего» кандидата, но это вряд ли), – считает Петр Ханас. – А если учесть, что и предвыборным штабом Игоря Пушкарева и департаментом внутренней политики АПК «рулит» фактически один и тот же пиарщик, то нельзя исключать, что результаты проведенного за счет краевого бюджета опроса будут впоследствии с выгодой перепроданы кандидату, в предвыборном бюджете которого есть такая статья расхода. Это в теории, но зная наши реалии, я вовсе не исключаю такую коррупционную схему – банальное отмывание бюджетных средств, - полагает эксперт. – Смущает и то, что в этом году в бюджете заложены беспрецедентные средства на социсследования – 24 миллиона. За эти деньги даже при самых высоких расценках (300 рублей за анкету) за год нужно опросить 80 тысяч человек, т.е. каждого двадцатого(!) жителя края за исключением младенцев. Это нереально. Откуда такой социологический ажиотаж, если в «горячем» 2011-м, когда выбирали депутатов Законодательного собрания и готовились к президентским выборам, на все социсследования в бюджете было заложено менее десяти миллионов (в 2009 г. - 6 млн., в 2010 – 8 млн.), – сказал эксперт.

Его опасения разделяет и политолог Сергей Песцов.

– Есть ощущение, что расценки завышены, в любом случае миллион рублей на исследования в муниципалитете – сумма более чем приличная. Я бы взялся – но кто ж мне даст? Хотя по большому счету, это зряшная трата денег, по понятным причинам в таких конкурсах чаще выигрывают компании, дающие не объективные результаты, а «нужные». Увы. Я участвовать в конкурсе вряд ли буду, поскольку результат предсказуем: победит «кто надо».