Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Галина Изотова: в 2023 году Счетная палата выявила нарушения на 2,1 трлн рублей

12.03.2024

Исполняющая обязанности председателя Счетной палаты РФ Галина Изотова рассказала в интервью в студии ТАСС в Координационном центре правительства на международной выставке-форуме "Россия" о планах палаты на 2024 год, результатах проверок и эффективности мер государственной поддержки женщин в России.

— Счетная палата РФ уделяет очень большое внимание международному сотрудничеству. Ожидаются ли в ближайшее время встречи с руководителями иностранных высших органов аудита?

— У Счетной палаты очень большая повестка на 2024 год. В середине февраля делегация Счетной палаты Российской Федерации посетила ВОА (высший орган аудита — прим. ТАСС) или Генеральный суд Саудовской Аравии. Это приоритетный для нас коллега. Мы очень плотно сотрудничаем по разным вопросам, и эта поездка дала нам возможность обмена опытом в таких отраслях, как аудит здравоохранения, образования. Мы изучили практики ВОА Саудовской Аравии, и я видела, как им были интересны практики Счетной палаты РФ. Ждем Саудовскую Аравию на очень важные мероприятия 2024 года, на Петербургский международный экономический форум.

В этом году мы председательствуем в БРИКС, и Счетная палата Российской Федерации организует большое мероприятие в рамках БРИКС в июле в Башкортостане. Приглашаем всех наших коллег, всю нашу команду ВОА БРИКС для того, чтобы обсудить самые насущные вопросы нашей деятельности. В апреле мы ожидаем несколько африканских стран для проведения двухсторонних переговоров и подписания соглашений. Им крайне интересно, как мы работаем, какие у нас перспективы, приоритеты. Планируем сформировать программу в Финансовом университете при Правительстве РФ по обучению сотрудников ряда африканских ВОА. Также есть повестка Группы двадцати. Она (G20) в этом году будет в Бразилии. Мы всегда очень активно участвуем в "двадцатке" ВОА. Это всегда очень интересный круг вопросов, подведение итогов, мы ежегодно принимаем в этом участие. Собственно, вот такая у нас насыщенная, интересная повестка этого года.

— В январе в одном из интервью вы приводили результаты проверок и выявленных нарушений. За прошлый год они составили более 2 трлн рублей, тогда как в 2022 году эта цифра составляла всего 885 млрд рублей. С чем связан такой рост и какие результаты по итогам проверок и выявленных нарушений можно ожидать в 2024 году?

— Да, действительно, у нас очень хорошие результаты работы по итогам 2023 года. Счетная палата буквально на прошлой неделе в пятницу направила наш годовой отчет в палаты Федерального собрания. Сейчас мы приступаем к очень важному этапу отчета о взаимодействии с фракциями, комитетами, другими площадками. Что касается выявленных нарушений, то эта сумма составила более 2,1 трлн рублей. Сумма действительно очень большая и в сравнении с последними пятью годами деятельности Счетной палаты несоизмеримая. Но растут расходы федерального бюджета, соответственно, не может не расти и объем выявленных нарушений. Кроме того, появляются новые объекты проверки, которые в соответствии с действующим бюджетным законодательством мы обязаны брать в работу. Кроме того, мы меняем технологии работы, применяем больше искусственного интеллекта. У нас сейчас рискориентированный подход работает таким образом, что машина сама выявляет необходимые объекты, ведомства, которые требуют мероприятий.

Из названной суммы 1,6 трлн рублей — это нарушения бюджетного законодательства, бухгалтерского учета, и многие из них исправляются в процессе проведения проверки. Но мы обязаны это фиксировать, проверять, потому что наша основная миссия в соответствии с Конституцией Российской Федерации — это подтверждение достоверности отчета об исполнении бюджета за определенный период

Отчетность должна быть в обязательном порядке проверена. Эта опция достаточно важная и необходимая, и в последующем она будет только развиваться. Есть нарушения, конечно, связанные с неэффективностью деятельности, нецелевым использованием средств, и другие, но их доля в структуре достаточно стандартна, как и предыдущие годы. Что касается 2024 года, то говорить еще пока рано. Нам бы очень хотелось, чтобы их было гораздо меньше. Тогда мы бы сочли, что наша работа крайне эффективна, еще эффективнее, чем просто найти огромные суммы нарушений и недостатков. Мы ведь по итогам всех наших мероприятий даем рекомендации соответствующим ведомствам и всегда надеемся, что эти рекомендации будут реализованы, включая системные, и будет больше порядка в учете.

— А как вы оцениваете ситуацию с незавершенным строительством в 2023 году?

— Не могу пока прокомментировать никаких цифр по 2023 году, потому что отчетность еще формируется. Я думаю, что ближе к маю эти цифры будут более понятны. Но уже могу сказать, что в 2023 году складывалась достаточно позитивная динамика. Уже по итогам 2022 года мы видим серьезные изменения. На 1 января 2023 года объем незавершенного строительства в России составлял около 3 тыс. объектов на сумму более 200 млрд рублей. Сейчас правительство реализует дорожную карту, на федеральном уровне создана межведомственная комиссия. Работа проходит очень активно, и мы видим, что объем сокращается. Конкретные цифры будут чуть позднее, но мы видим в рамках определенных ведомств, что достаточно позитивная динамика. Еще одну цифру назову — это 295 объектов, по которым в 2023 году были приняты управленческие решения. Это те объекты, по которым принималось решение о продолжении или завершении строительства, списании или приватизации. Ожидаем уточненных цифр и будем докладывать обществу о результатах.

— Как можно оценить на данный момент ситуацию с задолженностью субъектов РФ?

— Да, действительно, тема для нас очень важная. За последние годы государственный долг субъектов Российской Федерации все время рос. По итогам 2023 года рост составил более 400 млрд рублей. Это очень значительная сумма. Общий объем государственного долга субъектов РФ составляет более 3 трлн рублей. Его структура, на мой взгляд, не изменилась. Единственное, может быть, надо отметить, что в рамках этой структуры все большее место занимают инфраструктурные кредиты, объем которых не просто стабилизирован, а будет продолжать расти.

Но самые крупные позиции в структуре долга — это, конечно, бюджетный долг — бюджетные кредиты занимают порядка 77% всего объема задолженности, — и второе место занимают долговые обязательства, ценные бумаги. Решения, принятые буквально несколько дней назад президентом в рамках послания Федеральному собранию, нас очень обрадовали, потому что мы проводим достаточно большой объем мероприятий в части мониторинга государственного долга субъектов. У нас 73 субъекта нарастили долг за 2023 год, 12 сократили. Среди лидеров по росту госдолга Москва, Татарстан, Новгородская, Нижегородская, Архангельская области. Из тех 12 субъектов, которые снизили объем задолженности, лидирующую позицию занимает Московская область.

Нас очень обрадовало решение президента списать две трети задолженности регионов по бюджетным кредитам, потому что нагрузка действительно огромная, и очень большие средства тратятся на обслуживание этого долга. Это очень важное решение для субъектов РФ

— В преддверии Международного женского дня Счетная палата представила свой доклад об эффективности мер государственной поддержки женщин. Насколько эффективны меры государственной поддержки женщин в России, по оценке Счетной палаты?

— Да, действительно, Счетная палата уже несколько лет ведет проект "Аудит для целей инклюзивности". Среди мероприятий в рамках этого проекта семинары, сессии, исследования. Исследование, по итогам которого мы представили доклад, представляет собой анализ государственных мер, которые работают в Российской Федерации и нацелены на обеспечение самореализации и развития женщин. Общий итог: все законодательство и все меры, которые действуют сегодня в Российской Федерации в интересах развития женщин, работают и решают все поставленные задачи.

Конечно, есть еще определенные сложности на этом пути. Один из вопросов, которые мы освещали и более детально исследовали, — это, конечно, уровень оплаты труда женщин и мужчин. Даже опросы, которые мы проводили в рамках исследования, говорят о том, что изначально заявленная потребность в оплате труда у женщин на 46% меньше, чем у мужчин. Кроме того, всем понятно, что в большей степени женщины заняты в таких отраслях, как образование, здравоохранение, социальные сферы, где зарплаты гораздо ниже, чем в целом по экономике. Если в целом по экономике женщины составляют примерно 50% занятого населения, то в этих отраслях — 80%.

Конечно, это влияет на то, что женщины получают меньшую оплату труда и в дальнейшем их пенсия в среднем на 5% меньше по сравнению с мужчинами. Мы все это изучали, говорили о необходимых шагах, о роли конкретных компаний, потому что в государственных мерах можно описать многие вещи, но реализацией в основном занимаются работодатели в тех организациях, где трудятся наши замечательные женщины. Конечно, нужны дополнительные программы. Большой блок в исследовании мы уделили здравоохранению, медицинской помощи нашим женщинам. Здесь основная проблема — это кадры. Как и везде, сегодня эта тема звучит наиболее актуально. Было очень интересное исследование, и была очень интересная сессия. По итогам нашего исследования работа будет продолжена. 

 

ТАСС