Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Хлебные крохи: минсельхоз США оставил в силе прогноз экспорта пшеницы из РФ

10.03.2023

Минсельхоз США сохранил прогноз экспорта российской пшеницы в 2023 году. Согласно расчету, с июля 2022 года по июнь 2023-го, показатель останется на прежнем уровне в 43,5 млн т. Американское ведомство прогнозирует сбор на уровне 92 млн т, переходящих запасов — 14,39 млн т. По прогнозу, ЕС также сохранит экспортные объемы пшеницы на уровне прошлого месяца — 37 млн т. Насколько реальны оценки американских специалистов, как скажутся показатели экспорта зерна на состоянии российской и глобальной экономики — в материале «Известий».

Риски и потенциал

Немного снизится показатель российского экспорта по фуражному зерну, с 8,97 млн т в феврале до 8,77 млн т в марте, переходящие запасы остались на прежнем уровне, 1,94 млн т. По кукурузе минсельхоз США придерживается старых оценок — при сборе 14 млн т около 3,3 млн т уйдет на экспорт.

Отметим, что показатели сбора урожая по Крыму и новым регионам в составе России не учитываются в прогнозе.

По предварительным данным Росстата, в России соберут 104,4 млн т пшеницы и 11,8 млн т кукурузы. Таким образом, прогнозы министерств российского и американского отличаются. Этот прогноз близок к оценкам российского профильного издания «СовЭкон», в соответствии с которым российский экспорт пшеницы в сезоне-2022/23 составит 44,3 млн т против 33,4 млн т годом ранее, утверждает руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая.

— Также, по оценкам «СовЭкона», за первые полгода сезона-2022/23 Россия экспортировала 22,7 млн т пшеницы. Особенностью этого года стали необычно высокие переходящие остатки зерна в России с прошлого года, сформировавшиеся из-за рекордного урожая и проблем с экспортом. С одной стороны, эти проблемы были связаны с повышенными экспортными пошлинами для сохранения стабильности цен на внутреннем рынке, с другой — с ограничениями внешними, связанными с ростом стоимости фрахта и опасениями контрагентов попасть под вторичные санкции, — поясняет специалист.

Как утверждает собеседница «Известий», к концу прошлого года экспортеры в основном адаптировались к новым условиям и объемы экспорта стали увеличиваться.

— Наличие в России больших запасов зерна с прошлого года создает неплохой экспортный потенциал на этот год. К тому же конкурентоспособность российской пшеницы поддерживается ослаблением курса рубля и наличием дисконта по цене к европейским аналогам, — заключает Ольга Беленькая.

Прогноз занижен

Нет ничего необычного в том, что минсельхоз США сохранил свою оценку российского экспорта пшеницы: не появилось новых данных, которые бы на это повлияли, полагает доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра агропродовольственной политики Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Денис Терновский.

— С другой стороны, в этом году оценка со стороны этого ведомства как российского производства, так и экспорта выглядит заниженной. Отраслевые оценки экспорта выше — от 44 до 50 и более миллионов тонн. В феврале и начале марта экспортеры столкнулись с неблагоприятными погодными условиями в Черном море, осложняющими отгрузку, и снижением мировых цен, что затрудняет закупку зерна у производителей. Но можно ожидать, что экспорт пшеницы в этом сезоне будет рекордным и превысит предыдущий максимум 2017/18 — 42 млн т, — уточняет экономист.

По мнению аналитика, несмотря на значительные объемы экспорта Россия, вероятно, подойдет к следующему сезону с рекордными запасами зерна.

— Ожидания урожая находятся на среднем уровне, поэтому угрозы физического затоваривания, когда не хватает мощностей для хранения, нет, — продолжает он. — Экономические риски для аграриев создают возможное укрепление курса рубля и снижающиеся мировые цены на пшеницу, которые находятся на минимальном уровне с лета 2021 года.

При этом у правительства остается мощный инструмент регулирования рентабельности в производстве зерна — экспортная пошлина, напоминает собеседник издания.

Какой ваш интерес

Минсельхоз США мониторит показатели по российской пшенице, чтобы искать пути для новых антироссийских санкций и затруднить экспорт зерна, считает директор департамента корпоративных финансов ИК «ИВА Партнерс» Артем Тузов.

— Пока работает зерновая сделка, экспорт зерна из России сохраняется на высоком уровне. И зерно поступает в Турцию, Египет и другие страны. В том числе — в страны третьего мира, — поясняет он.

В то же время оценки минсельхоза США расходятся с данными Росстата, поскольку Росстат учитывает в своей статистике все регионы РФ, а также «теневой зерновой флот», отмечает эксперт.

— Совершенно необязательно, рассчитываясь за пшеницу рублями, уведомлять минсельхоз США об экспорте. И многие контрагенты РФ этого не делают. В целом экспорт пшеницы из РФ затруднен, но не остановлен. Отгрузки продолжаются, — добавляет Артем Тузов.

Мир большой

Данные минсельхоза США и российских официальных ведомств не совпадают полностью, но довольно близки с поправкой на неучтенные в прогнозе регионы, комментирует управляющий партнер аналитического агентства «ВМТ Консалт» Екатерина Косарева. Главная причина пристального внимания со стороны американского минсельхоза — поиск слабых мест, куда можно было бы ударить очередным пакетом санкций, отмечает аналитик.

— Тем не менее сделать это будет проблематично: санкции с каждым разом всё менее страшные для России, и от них больше страдают их авторы. Да, есть условия зерновой сделки, действие которой может прекратиться в любой момент. Но мир большой: есть и другие потребители, неподконтрольные влиянию стран Запада. И эта часть мира хочет есть, хочет обеспечить продовольственную безопасность для своего населения. В свою очередь, аграрии в России претендуют на серьезные льготы от государства, а также на преференции для экспорта, — замечает Косарева.

Несколько лет подряд в нашей стране собирают рекордные урожаи, которые покрывают и внутренние, и экспортные потребности. Установить баланс и не допустить перекоса помогают давно испытанные механизмы регулирования — квоты и экспортные пошлины, резюмирует эксперт.

"Известия"