20.02.2013
Такой новостью поделились некоторые СМИ. И сообщили, что в новой версии предполагается привязывать налог на роскошные авто не к количеству лошадиных сил, как думали раньше, а к рыночной стоимости автомобиля. "Совместно с минпромторгом мы разрабатываем подходы к определению стоимости автомобилей для исчисления налога на роскошь", - подтвердили "РГ" в пресс-службе минфина. На уровне концепции новые предложения по налогообложению дорогостоящих транспортных средств должны быть готовы в первом полугодии 2013 года.
Эскперты новый подход минфина одобряют. "Ведь сегодня существуют автомобили мощные, но при этом не являющиеся предметами роскоши", - поясняет управляющий партнер группы юридических и аудиторских компаний "Содействие бизнес-проектам" Ольга Пономарева. "В качестве критерия, по которому можно было бы отнести автомобили к классу "роскошь, облагаемая повышенным налогом", на мой взгляд, может быть цена авто от 5 миллионов рублей", - говорит она. Среди дополнительных вариантов для взимания повышенного налога могут быть повышающие коэффициенты за автомобили, которые не соответствуют стандартам чистоты воздуха, продолжает Пономарева. "В нашей стране таких машин огромное количество, и если бы они платили за загрязнение воздуха, то и бюджет бы выиграл, и гражданам бы прибавилось здоровья и комфорта", - поясняет собеседница "РГ".
В министерстве, правда, дают понять, что пока детали будущего налогообложения дорогих авто не ясны.
"В правительстве при обсуждении налогообложения дорогостоящих автомобилей дискуссия была такая: дорогой автомобиль - не обязательно мощный, а мощный - не обязательно дорогой. С этим сложно спорить. Но если принято решение отказаться от мощности как критерия роскоши, то тогда необходимо найти ответ на вопрос о том, что такое "дорогой автомобиль" в целях налогообложения", - уточняют в минфине.
И здесь все не так просто. Откуда, скажем, брать рыночную стоимость машины? Ее достаточно просто определить для новых авто, хотя и там цена может серьезно отличаться в зависимости от той или иной комплектации. А вот с подержанными автомобилями определить стоимость машины сложнее.
В минфине признают: "Сложность связана не столько с автосалонами, сколько со вторичным рынком, где практически нет официальной информации о ценах". Пока идет рабочее обсуждение вопроса с минпромторгом, существуют разные подходы, а говорить о том, как в итоге будет выглядеть взимание налога рано, поясняют в министерстве.
Если же привязываться к стоимости машины, то налоговики могут столкнуться с махинациями с ценой в сторону ее занижения, соглашается Пономарева. "В таком случае государству придется искать решение - например, создать базу рыночных цен на дорогие автомобили", - предлагает она. Сегодня базы данных по стоимости машин в нашей стране нет.
Ну а как быть, если дорогую машину, например, человек не купил сам, а получил в подарок, она досталась ему по наследству? По мнению Пономаревой, это еще не повод для того, чтобы не брать повышенный налог. "Вне зависимости от того, подарили ли гражданину автомобиль или он купил его сам, нужно учитывать, что дорогами он пользуется, в автомобильном движении, как и все остальные, участвует. А значит, пользуется инфраструктурой, созданной и поддерживаемой государством, - говорит эксперт. - Если студенту достался "Феррари" от дедушки, то студент должен принять решение: или отказаться от дорогого наследства и жить по средствам, или найти возможность, чтобы сохранить память о дедушке".
От прежнего варианта минфину пришлось бы все равно отказаться, считает исполнительный директор агентства "Автостат" Сергей Удалов. "Если ввести повышенный налог на автомобили с большой мощностью двигателя, то организации или частные лица просто прекратят покупать новые автомобили с такими характеристиками, а от старых машин будут массово избавляться", - объясняет он. Напомним, минфин предлагал для мощных автомобилей увеличить ставку до 300 рублей за лошадиную силу, одновременно запретив ее снижение на региональном уровне. Более того, регионам было дано право увеличить эту ставку в десять раз. И к тому же в пять раз больше, чем сейчас, законопроектом предлагалось сделать ставки для мотоциклов и гидроциклов мощностью больше 150 лошадиных сил и для катеров и яхт с двигателем мощностью более 300 лошадиных сил. Но сомнительно, что в результате введения такой схемы можно было бы получить серьезный дополнительный доход, говорит Удалов. Под повышенные ставки попадали бы машины с мощностью выше 410 лошадиных сил, а таких на территории всей страны зарегистрировано примерно 20 тысяч. Поэтому, считает Удалов, эффекта, на который рассчитан законопроект, как с имиджевой, так и с финансовой точки зрения достичь было бы сложно.
Минтранс в прежнем проекте не устроило резкое увеличение налоговой нагрузки на мощные водные суда, используемые в коммерческих целях. РСПП предлагал ввести повышенные ставки транспортного налога для автомобилей с мощностью двигателей более 450 лошадиных сил. Были опасения, что под высокие налоги попадут мощные, но дешевые машины из развивающихся стран.