Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Российский парадокс: дорогой бензин при дешевеющей нефти

05.02.2015

В условиях падения мировых цен на нефть российские потребители ожидали аналогичного снижения цен на бензин и дизельное топливо, но этого не произошло.  Падение мировых цен на нефть и нефтепродукты сопровождалось одновременно снижением курса рубля, и эти факторы в значительной степени компенсировали друг друга.

Среди факторов, повлиявших на рост цен в крупнооптовом сегменте внутреннего рынка нефтепродуктов, также можно назвать аварии на нефтеперерабатывающем заводе ТАИФ-НК в марте 2014 года и на Ачинском НПЗ в июне 2014 года, увеличение потребления топлива на внутреннем рынке, связанное с присоединением к России Крыма, а также недостаточную сбалансированность политики по формированию графиков ремонта НПЗ. В частности, Ярославский НПЗ был выведен из ремонта на месяц позже срока.

В условиях падения мировых цен на нефть и нефтепродукты российские производители снизили цены на экспортируемый бензин, но ситуация внутри страны осталась прежней – отечественные нефтяные компании не стали сокращать свои доходы, реализуя топливо, изготовленное еще в тот период, когда цены на нефть были высокими.  Таким образом, возник «временной лаг» в снижении цен на топливо, но при этом, когда цены начали падать, обнаружилось, что это снижение непропорционально динамике падения нефтяных цен.

По данным портала Finam.ru, цена барреля нефти марки Brent, на основе которой рассчитывается цена на российскую нефть марки Urals, по состоянию на 1 января 2014 года составляла 110,9 долларов США, а к 1 декабря 2014 года она снизилась на 37,4 процента до 69,425 долларов.  

Согласно индексу розничных цен на топливо «Петрол Плюс», по состоянию на 1 января 2014 года средняя цена бензина марки АИ-95 в России составляла 32,54 рубля за литр, а к 1 декабря стоимость увеличилась почти на 10 процентов до 35,78 руб.  Дизтопливо 1 января прошлого года в нашей стране в среднем стоило 32,64 руб. за литр, а к 1 декабря выросло в цене на 3,86% до 33,9 руб.  В Приморье цена литра бензина за тот же период времени увеличилась на 6,35% с 34,95 рубля до 37,17 руб., а дизельного топлива на 4,27% - с 35,11 руб. до 36,61 руб. 

То есть, при неуклонном снижении мировых цен на нефть стоимость бензина и дизельного топлива в России на протяжении 11 месяцев 2014 года росла.  Снижение цен на бензин в стране началось лишь после того, как 9 декабря президент России Владимир Путин на совещании с членами правительства выразил недоумение в связи с ростом цен на топливо: «Некоторые вещи вызывают, конечно, вопросы: вот на 10% на 1 декабря увеличились цены на нефтепродукты при снижении мировых цен на нефть на 35%.  И это еще не все… Основной рост зафиксирован в розничном сегменте, в то время как в оптовом цены снижаются. Это как вообще понять? А куда ФАС тогда смотрит?».  Президент призвал Федеральную антимонопольную службу в постоянном режиме заниматься контролем за уровнем цен, и почти сразу же топливо стало постепенно дешеветь.  К 15 января средняя цена на бензин марки АИ-95 в России составила 35,46 руб., дизтоплива - 34.19 руб.  В Приморском крае бензин к середине января в среднем подешевел до 36,64 руб., а дизельное топливо до 36.59 руб. 

Но вот цена нефти Brent на 15 января 2015 года составила 47,67 долларов США за баррель, снизившись за год более чем вдвое.  А цена на бензин и дизельное топливо в России, несмотря на начавшееся в декабре снижение, в годовом выражении увеличилась.  Впрочем, увеличение произошло в рублях, тогда как в долларовом выражении с 1 января 2014 по 15 января 2015 года цена на нефть на мировом рынке снизилась на 57.02%, а цена на бензин марки АИ-95 в России снизилась на 44,9%.  Диспропорция на уровне 15 процентов, но при этом стоит учитывать, что реальные доходы россиян снизились как в долларовом, так и в рублевом выражении благодаря инфляции и девальвации национальной валюты.

Главная причина диспропорции цен заключается в особенностях ценообразования.  Как известно, в разных странах стоимость бензина отличается.  Конечная стоимость бензина определяется несколькими критериями. Во-первых, это себестоимость, во-вторых, наценка производителя, помимо этого включаются налоги и акцизы, а также оптовые и розничные накрутки.

Самыми значительными статьями, увеличивающими цену бензина на розничном рынке, являются акцизы и налоги. В разных странах у государства различный подход к вопросу налогообложения в нефтяном секторе. В европейских странах данные налоги являются самыми высокими в мире и составляют больше половины розничной стоимости, именно поэтому европейские цены на топливо такие высокие (Голландия, Португалия, Норвегия, Германия и др.). К таким странах относится и Россия.

Другой группой стран являются те государства, топливные налоги которых не превышают 20% розничной цены – самой крупной среди них является США.

Правительства стран третьей группы поступают наоборот и вместо сбора налогов, напротив, выделяют дотации из бюджета на производство топлива. В таких странах цена на бензин АИ-95 находится на самом низком уровне (Кувейт, Туркменистан, Египет, Саудовская Аравия, Алжир, Венесуэла и др. – см. таблицу).

Как видно из приведенных данных, в долларовом выражении цены на бензин в России по мировым меркам считаются невысокими.  Однако, если учесть реальный уровень жизни и доходы населения, цены оказываются несопоставимыми с показателями большинства развитых стран.  При этом также стоит обратить внимание, что цены в регионах значительно отличаются друг от друга.

Цена на бензин в России формируется из таких факторов, как добыча, транспортировка, переработка, хранение, розничная реализация и различные налоги. В цене литра бензина в нашей стране порядка 20% составляют акцизы, 9% - доходы АЗС, 6% -себестоимость добычи самой нефти (не зависящая от мировых цен), 8% - НДПИ, 18% переработка и доставка, 13% доход нефтяной компании и 26% - прочие налоги.  Касательно последнего пункта стоит учесть, что в бюджеты разных уровней нефтяники платят не только НДПИ, но и экспортные пошлины (на сырую нефть и на светлые и темные нефтепродукты), налоги на имущество, налог на прибыль. При этом налоговая политика в нефтяной отрасли меняется довольно часто. 

Так, в 2015 в результате так называемого налогового маневра, добыча полезных ископаемых станет дороже, и цены на бензин увеличатся минимум на 10-15 процентов.  Сейчас начался трехлетний цикл сокращения экспортных пошлин с 60% до 55%, но это будет происходить с одновременным увеличением размера НДПИ.  В 2014 году ставка этого налога выросла с 470 рублей за тонну нефти до 493 рублей, в 2015 году увеличится до 530 рублей, а в 2016-м - до 559 рублей. То есть за три года рост составит 19%, и это окажет сильное влияние на внутренние цены на бензин даже в условиях падения мировых цен на нефть.

Следует также отметить, что российские топливные компании работают за счет кредитов, полученных не в России под высокие проценты, а за рубежом, где ставки по крупным обеспеченным кредитам начинаются от 5% годовых.  Однако при падении рубля, связанного, в том числе с падением цены на нефть, у компаний начались проблемы, вызванные удорожанием иностранных кредитов и невозможностью перекредитоваться в связи с введенными против РФ санкциями.  Кроме того, происходит и рост себестоимости производства, поскольку на всех стадиях (от бурения скважины до топливной колонки и кассового аппарата на АЗС) используется западное оборудование и расходные материалы. 

В результате, российские нефтедобывающие компании в условиях падения цен на нефть и нефтепродукты на мировом рынке компенсируют свои потери за счет внутреннего рынка.  Как известно, нефтеперерабатывающие компании помимо экспорта поставляют часть сырья по квотам на внутренний рынок.  Выбирая эти квоты, нефтяные компании продают бензин либо через свои фирменные заправки, либо через частные АЗС (соотношение их на розничном рынке 50:50). Однако процесс ценообразования при этом остается непрозрачным, поскольку компании не раскрывают процесс формирования конечной цены.  При этом продукция проходит через длинную цепочку посредников, каждый из которых накручивает свою маржу (от 20 до 30%).

Фактически, в настоящее время в России региональные рынки нефтепродуктов монополизированы вертикально-интегрированными нефтяными компаниями, которые держат в своих руках все - от НПЗ до оптовых нефтебаз и половины АЗС.  Эти региональные монополии и формируют в регионах базовый уровень потребительских цен на топливо, которые могут существенно отличаться от региона к региону.  В 2014 году на бирже были отмечены случаи совершения крупных сделок между доминирующими на рынке вертикально-интегрированными компаниями, причем совершение сделок по времени происходило менее чем за одну секунду. Наличие таких сделок может говорить о недобросовестном поведении участников рынка и это могло стать одной из дополнительных причин роста цен на топливо, в связи с чем пятого ноября 2014 года ФАС возбудила дело в отношении «АНК «Башнефть», «НК «Роснефть», «НК «ЛУКОЙЛ» и «ЛУКОЙЛ-Резервнефтепродукт» по признакам манипулирования ценами на бирже. 

Одним из факторов, влияющих на формирование цен, является и управление объемами поставок бензина и дизельного топлива на рынок – любое снижение поставок или даже информация о таких планах, как и о снижении запасов топлива, вызывает рост цен.  Так, в ноябре 2014 года Управлением Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю было возбуждено дело против «Востокнефтепродукта» (дочернее предприятие компании «Роснефть»), оптового поставщика бензина в Приморье, в связи с заявлениями представителей АЗС региона об ограничении поставок нефтепродуктов на склады мелких оптовых баз края.  После того, как ФАС запросила у «Востокнефтепродукта» и «Приморнефтепродукта» данные о ценах и о доходности от оптовой реализации топлива, ограничения на поставки были отменены и в декабре цены на бензин в Приморье начали немного снижаться. 

Среди прочих факторов, обуславливающих высокие цены на нефтепродукты, стоит также выделить исторически неэффективное расположение крупных нефтеперерабатывающих заводов, что влечет за собой высокие транспортные издержки, а также низкий технологический уровень российских НПЗ в целом.

В целом, несмотря на высокие ставки налогов и транспортные издержки, цены на бензин в России могли бы быть значительно ниже, если бы на этом рынке существовала реальная конкуренция, а не наблюдаемая сейчас монополизация.  В современных российских условиях добывающие и перерабатывающие компании одновременно являются и продавцами топлива на розничном рынке, в результате чего выпадающая на внешнем рынке прибыль компенсируется повышением цен на внутреннем рынке.  Поэтому главным фактором, который может обеспечить стабильность рынка, является повышение уровня конкуренции, что возможно при увеличении числа работающих на рынке компаний и максимальном повышении степени прозрачности ценообразования. 

Кроме того, во избежание возникновения ситуации с одновременным выводом в ремонт сразу нескольких нефтеперерабатывающих заводов, необходимо законодательно закрепить обязательность владельцев НПЗ согласовывать временный вывод производств в ремонт с уполномоченным правительством федеральным органом исполнительной власти и предусмотреть ответственность лиц, нарушающих установленный порядок.  Необходимо также обязать нефтяные компании раскрывать и публиковать в общедоступных источниках информацию об объемах добытой нефти и остатках на нефтехранилищах, об объемах переработанной нефти, произведенных нефтепродуктах, остатках нефтепродуктов на нефтеперерабатывающих заводах и нефтебазах, чтобы пресечь возможное распространение слухов, являющихся базой для спекуляций на рынке.  Для недопущения дефицита нефтепродуктов на внутреннем рынке в периоды пикового сезонного спроса необходимо также обеспечить постоянный контроль наличия соответствующих резервов и запасов у нефтяных компаний и их оперативное задействование в рамках нормативно закрепленного механизма.

Цены на бензин/дизельное топливо в разных странах мира по состоянию на 12 января 2015 года (долларов США за 1 литр) по данным globalpetrolprices.com

Страна

Средняя цена на бензин/дизтопливо (долл. США за 1 литр)

Страна

Средняя цена на бензин/дизтопливо (долл. США за 1 литр)

Венесуэла

0.02/0.01

Доминиканская Республика

1.14/0.90

Сирия

0.05/0.02

Эстония

1.15/1.22

Ливия

0.12/0.10

Бразилия

1.15/0.99

Саудовская Аравия

0.16/0.07

Япония

1.16/0.99

Туркменистан

0.22/0.20

Чили

1.18/0.89

Кувейт

0.24/0.20

Бурунди

1.18/1.18

Бахрейн

0.26/0.16

Босния и Герцеговина

1.19/1.19

Алжир

0.26/0.15

Фиджи

1.19/1.04

Иран

0.26/0.09

Болгария

1.20/1.21

Катар

0.27/0.27

Шри-Ланка

1.20/0.84

Оман

0.31/0.36

Армения

1.20/1.10

Судан

0.35/0.24

Мали

1.20/1.07

Бруней

0.40/0.24

Македония

1.21/1.03

Тринидад и Тобаго

0.42/0.24

Латвия

1.22/1.24

ОАЭ

0.47/0.79

Коста Рика

1.23/1.08

Нигерия

0.51/0.90

Гвинея

1.23/1.23

Боливия

0.52/0.51

Андорра

1.24/1.09

Малайзия

0.54/0.54

Венгрия

1.24/1.30

Россия

0.57/0.55

Польша

1.25/1.25

Ангола

0.57/0.38

Таджикистан

1.25/0.94

Эквадор

0.58/0.29

Кот-д'Ивуар

1.25/1.07

США

0.64/0.83

Сербия

1.27/1.38

Тунис

0.69/0.51

Люксембург

1.28/1.16

Йемен

0.69/0.69

Белиз

1.28/1.12

Индонезия

0.71/0.81

Уганда

1.28/1.12

Ботсвана

0.74/0.74

Лаос

1.28/1.14

Лесото

0.76/0.81

Черногория

1.30/1.22

Намибия

0.70/0.81

Литва

1.30/1.24

Тайвань

0.77/0.66

Румыния

1.31/1.36

Беларусь

0.77/0.79

Буркина-Фасо

1.32/1.19

Пакистан

0.78/0.86

Испания

1.34/1.28

Гватемала

0.79/0.70

Сингапур

1.34/0.97

Панама

0.80/0.74

Хорватия

1.34/1.30

Киргизстан

0.81/0.65

Аргентина

1.34/1.42

Чад

0.81/0.99

Камбоджа

1.34/1.26

Ямайка

0.82/0.82

Чехия

1.35/1.38

Вьетнам

0.80/0.78

Мавритания

1.35/1.20

Эфиопия

0.86/0.77

Марокко

1.37/1.05

Египет

0.87/0.25

Кипр

1.38/1.43

Казахстан

0.88/0.58

Австрия

1.38/1.35

Габон

0.88/0.77

Маврикий

1.38/1.14

Бутан

0.89/0.64

Куба

1.39/1.29

Либерия

0.91/0.95

Гренада

1.41/1.07

Ирак

0.91/0.66

Мозамбик

1.42/1.10

Канада

0.94/0.98

Кабо-Верде

1.42/1.20

Гана

0.94/0.90

Южная Корея

1.42/1.25

Никарагуа

0.94/0.85

Иордания

1.43/0.96

Филиппины

0.94/0.70

Сенегал

1.44/1.25

Камерун

0.94/0.86

Центрально-африканская Республика

1.45/1.44

ЮАР

0.96/0.88

Ирландия

1.48/1.42

Нигер

0.96//0.96

Новая Зеландия

1.49/0.90

Гондурас

0.97/0.85

Албания

1.49/1.41

Австралия

0.98/1.13

Словения

1.50/1.42

Конго

0.98/0.78

Германия

1.51/1.37

Колумбия

0.98/0.90

Бельгия

1.51/1.36

Мексика

0.99/0.97

Швейцария

1.51/1.58

Того

0.99/1.04

Зимбабве

1.51/1.39

Монголия

0.99/0.94

Руанда

1.51/1.51

Узбекистан

0.90/0.88

Замбия

1.52/1.41

Азербайджан

1.01/0.76

Исландия

1.52/1.54

Афганистан

1.02/0.97

Парагвай

1.52/1.14

Гайана

1.02/0.99

Швеция

1.53/1.56

Свазиленд

1.03/1.06

Франция

1.54/1.35

Мальдивы

1.03/1.02

Суринам

1.55/1.50

Грузия

1.04/1.00

Словакия

1.56/1.43

Индия

1.05/0.87

Греция

1.60/1.29

Китай

1.06/0.95

Финляндия

1.60/1.50

Украина

1.06/1.04

Конго

1.60/1.59

Бангладеш

1.06/0.70

Уругвай

1.62/1.50

Бенин

1.06/1.08

Португалия

1.64/1.44

Сьерра-Леоне

1.06/1.06

Израиль

1.64/1.64

Перу

1.07/0.96

Джибути

1.65/1.11

Молдова

1.07/1.01

Великобритания

1.67/1.77

Гаити

1.07/0.88

Мальта

1.68/1.60

Танзания

1.09/1.03

Дания

1.70/1.53

Таиланд

1.10/0.80

Малави

1.78/1.79

Непал

1.10/0.87

Турция

1.81/1.57

Ливан

1.10/0.93

Норвегия

1.85/1.66

Кения

1.12/1.00

Италия

1.86/1.74

Мадагаскар

1.13/0.93

Нидерланды

1.86/1.51

 

Александр ТИМОФЕЕВ