Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

СП указала на возможность объединить субсидии федеральных проектов «Жилье», «Городская среда» и «Чистая вода»

18.03.2022

Счетная палата предлагает объединить в один межбюджетный трансферт сразу три субсидии: на стимулирование жилищного строительства, формирование городской среды и строительство объектов водоснабжения. Такую возможность контрольное ведомство выявило в ходе проверки использования субсидий, выделенных регионам на мероприятия госпрограммы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ». Проверка проводилась совместно с КСО Свердловской и Воронежской областей.

«Мы проанализировали основные цели, механизмы финансирования, порядок распределения и сроки реализации субсидий на стимулирование жилищного строительства, строительство объектов водоснабжения и городскую среду и выявили совпадающие признаки, позволяющие в будущем объединить их в единый межбюджетный трансферт в рамках федерального проекта «Городская среда»,– сообщила на Коллегии аудитор Наталья Трунова. – Сейчас финансирование этих субсидий осуществляет Минстрой в рамках федеральных проектов «Жилье», «Городская среда» и «Чистая вода». Они все входят в Госпрограмму «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», у них один срок реализации (2018-2024 годы) и общая ключевая цель – повышение качества жизни граждан».

Проверка показала, что господдержка, оказываемая в рамках федеральных проектов, востребована регионами и уже привела к хорошим результатам: в 2018-2020 гг. было построено и реконструировано 172 объекта питьевого водоснабжения и водоподготовки, благоустроено 17 тыс. общественных пространств и 43 тыс. дворовых территорий, введено дополнительно 23,5 млн кв.м. жилья.

Всего в 2018-2020 гг. на мероприятия по стимулированию жилищного строительства, формированию городской среды и строительству объектов водоснабжения было направлено 240 млрд руб., из которых 80% (189 млрд руб.) – это субсидии из федерального бюджета. В проверенных Свердловской и Воронежской областях доля бюджетных субсидий составила 82,1% (9,2 млрд руб.) и 91% (6,1 млрд руб.) соответственно. Такие данные содержатся в ГИИС «Электронный бюджет». Однако, проанализировав этот ресурс, СП усомнилась в его информативности.

«ГИИС «Электронный бюджет» не содержит полную информацию об общем объеме средств, направленных из бюджетов всех уровней и внебюджетных источников на мероприятия в разрезе конкретных объектов. Например, в системе не отражены расходы Воронежской и Свердловской областей на сумму 2,5 млрд рублей на стимулирование жилищного строительства, произведенные сверх обязательств по соглашениям. Аналогичная ситуация отмечается и по расходам на формирование городской среды и строительству объектов водоснабжения», – отметила аудитор.

Проверка также выявила системные проблемы, препятствующие успешной реализации федеральных проектов в регионах. Прежде всего, это отсутствие комплексного подхода при планировании и выполнении мероприятий. Например, проверка результатов ФП «Чистая вода» в Воронежской и Свердловских областях показала, что строительство и реконструкция объектов водоснабжения проходит преимущественно в городах и крупных поселках, минуя сельские территории. При этом новые очистные сооружения строятся без учета износа имеющихся сетей водоснабжения. В результате прошедшая очистку вода подвергается вторичному загрязнению, что нивелирует положительный эффект от реализации мероприятий. Кроме того, расчет показателей по обеспечению населения качественной водой осуществляется на основе имеющихся объектов водоснабжения без учета источников финансирования их строительства, что не позволяет оценить эффект от федеральной поддержки.

«По итогам 2020 года оба региона достигли плановые значения показателей федерального проекта. Однако, как показала проверка, значения корректировались как в сторону уменьшения, так и увеличения. Это свидетельствует о формальном подходе к формированию показателей и возможности их корректировки под факт», – констатировала Наталья Трунова.

Другая системная проблема – недостаток актуальных данных, необходимых для реализации федеральных проектов. Например, по ФП «Городская среда» нет достоверной информации о количестве благоустроенных территорий, а по ФП «Жилье» – о потребности регионов в объектах инфраструктуры. Как следствие, жилая застройка пока слабо увязана со строительством необходимого количества инженерных и социальных построек. «В Воронежской и Свердловской областях в рамках проекта «Жилье» осуществлялось строительство 42 объектов инфраструктуры в основном социального назначения (детские сады, школы, поликлиники). В эксплуатацию было введено 26 объектов (больше 60%). Однако задачу комплексного развития территорий нельзя считать решенной. Об этом свидетельствует переполненность школ и детских садов, а также прогнозируемый и далее дефицит мест в указанных учреждениях на новых территориях застроек», – отметила аудитор.

В части ФП «Городская среда» Счетная палата также обратила внимание на несовершенство Методики расчета индекса качества городской среды. «Указанная методика требует существенной доработки, – подчеркнула Наталья Трунова. – В ней не учтен индикатор по благоустройству дворовых территорий, при этом включены показатели, за которые Минстрой не отвечает».

Кроме того, в ходе проверки были установлены отдельные нарушения при предоставлении и использовании субсидий. Так, в соглашениях, заключенных Минстроем с Воронежской и Свердловской областями, не был приведен перечень запланированных к строительству объектов, а также не была прописана обязанность регионов отчитываться о результатах использования субсидии. Это привело к нарушениям уже на региональном уровне. Например, Воронежская область предоставила муниципалитету субсидию в объеме 400 млн руб. на благоустройство территории без постановки на кадастровый учет земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома. Также выявлены нарушения сроков предоставления отчетности и требований закона о контрактной системе.