13.09.2023
Власти изучают возможность введения регулирования тарифов на транспортировку топлива. Это следует из письма заместителя директора департамента транспорта правительства Алексея Кайманова в Минэнерго и Минтранс от 29 августа (есть у «Известий»). Мера была предложена представителями отрасли и должна помочь снизить издержки АЗС. Участники рынка отмечают, что тарифы на перевозки с начала года выросли на четверть, что заставляет заправки повышать стоимость горючего в регионах. При этом перевозчики выступают против инициативы, отмечая риск прекращения работы транспортных компаний, которые могут отказаться предоставлять услуги в убыток.
Вопрос регулирования
Власти изучают возможность введения регулирования тарифов на транспортировку топлива и создания специальной рабочей группы для согласования указанной меры. Это следует из письма заместителя директора департамента транспорта правительства Алексея Кайманова в Минэнерго и Минтранс от 29 августа (есть у «Известий»). Директор департамента стратегического развития Минтранса Артур Карлов 31 августа также направил указанные предложения в ФАС.
На рассмотрение в федеральные органы исполнительной власти предложение было перенаправлено после обращения к премьер-министру Михаилу Мишустину ассоциации «Надежный партнер» (объединение производителей и продавцов энергоресурсов). Представители бизнеса сообщили в кабмин, что тарифы на такие перевозки растут — это повышает издержки АЗС и способствует росту стоимости топлива в регионах. Поэтому для решения проблемы в ассоциации предложили ввести госрегулирование стоимости тарифов перевозки, а для согласования указанной меры между государством и бизнесом создать специальную рабочую группу.
— Для отраслей ТЭКа стоимость транспортировки — существенный фактор формирования конечной стоимости бензина и дизельного топлива. С начала года цена услуги выросла примерно на 25%: с 60 рублей за 1 км до 75. Учитывая, что сдерживание темпов подорожания горючего в регионах — одна из задач правительства, регулирование стоимости транспортных услуг, а также фиксация их цены на прошлогодних уровнях представляется целесообразной мерой, — отметил зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев.
Как писали «Известия», в последние месяцы российские регионы столкнулись с проблемами нехватки топлива и его высокой цены. Особенно острая ситуация сложилась в сельскохозяйственных регионах, где аграрии зафиксировали нехватку дизеля.
12 сентября глава президент России Владимир Путин в рамках Восточного экономического форума (ВЭФ) подтвердил, что правительство не отреагировало своевременно на ситуацию и дизельного топлива в определенный момент стало физически не хватать в отдельных субъектах. При этом глава государства добавил, что сейчас «производители и правительство договорились» и оно вновь появилось в регионах, однако остается вопрос регулирования цен.
В конце августа грузоперевозчики также призвали власти ввести госрегулирование цен на дизель и зафиксировать его стоимость ниже 60 рублей за литр. В письме ассоциации «Грузавтотранс» главе кабмина Михаилу Мишустину от 22 августа они сообщили, что всего за неделю дизель в нескольких регионах Центральной и Южной России подорожал на 10%, его цена составила около 68–70 рублей за литр.
Оптовая стоимость бензина в России за последние месяцы неоднократно била рекорды, а рост розничной превысил темпы инфляции. 12 сентября Аи-92 стоил около 68 тыс. рублей за тонну, Аи-95 — 75 тыс., дизель — 71,5 тыс., следует из данных Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи. Средние розничные цены на бензин за период с 29 августа по 4 сентября выросли на 29 копеек — до 54,83 рубля за литр. А стоимость дизеля повысилась на 74 копейки, до 61,58 рубля, свидетельствуют данные Росстата.
Как писали «Известия», в конце августа Минэнерго пообещало урегулировать ситуацию с нехваткой топлива и ростом его стоимости за две недели.
«Известия» направили запросы в Минэнерго, Минтранс, ФАС, а также нефтяные компании.
— В нашем регионе перевозчики осуществляют коммерческие рейсы от 60 до 100 рублей за 1 км «груженого» пробега. Часть перевозчиков пытается поднять цены до 130 рублей, но этот процесс идет сложно, так как есть более дешевые предложения на рынке, — сказала «Известиям» управляющий партнер саратовской сети АЗС GP Vympel Екатерина Савкина.
Причины роста
Стоимость перевозки увеличивается по нескольким причинам — это и рост цен на автомобили и запасные части, и увеличение зарплат водителей, и подорожание самого топлива, отметил эксперт ИК «ИВА Партнерс» Артем Шахурин.
Ранее автодилеры, опрошенные «Известиями», привели данные об изменении цен на запчасти с начала 2023 года. В «Автодоме» зафиксировали подорожание на 30–35%, в «Авилоне» — на 20–25%.
— Если ввести ограничения на стоимость перевозки, транспортные компании вынуждены будут экономить на техобслуживании машин и на зарплатах водителей. Это приведет к росту поломок, — отметил Артем Шахурин.
Попытки госрегулирования стоимости услуг перевозки топлива приведут к риску прекращения работы многих транспортных компаний — участники рынка могут отказаться предоставлять услуги себе в убыток, полагает президент национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин. Он также отметил, что сейчас траты на перевозку у топливных компаний составляют примерно 50 копеек на литр бензина, поэтому подорожание услуги не могло привести к существенному росту цен на АЗС.
— Предложение госрегулирования стоимости перевозок — это попытка найти козла отпущения в подорожании топлива и назначить виновными в этом перевозчиков. Однако тарифы перевозчиков не влияют на биржевые котировки, где цены бьют рекорды. Также они не влияют на стоимость и доступность топлива в регионах, в которых есть НПЗ и в ряде случаев тоже наблюдается дефицит. С внутреннего рынка горючее уходит на внешние, причем интересы внутренних потребителей не учитываются, — сказал вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
12 сентября глава Минэнерго Николай Шульгинов сообщил, что для стабилизации ситуации на российском рынке ведомство предлагает ввести ограничения на серый экспорт топлива. Его объем с начала года составил несколько миллионов тонн, отметил министр.
— Регулирование тарифов на перевозки бензовозов позволит замедлить рост внутренних цен на горючее в рознице, но полностью их увеличение остановить не сможет, так как оптовые цены на бирже продолжат рост на фоне двукратного сокращения демпферных выплат с начала сентября для НПЗ, которым теперь выгоднее продавать топливо на экспорт, чем на внутренний рынок, — считает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов.
Как писали «Известия», июне в Минфине сообщили, что выплаты нефтекомпаниям по демпферу с 1 сентября сократятся вдвое (на 50 млрд рублей в месяц). Механизм был приведен правительством в действие в 2019 году для сдерживания цен на топливо на внутреннем рынке. Согласно его условиям, при высоких экспортных ценах на нефть НПЗ получают компенсацию в виде отрицательного акциза, при низких платят в бюджет.
6 сентября министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев заявил о риске срыва уборочной кампании и сева озимых из-за нехватки горюче-смазочных материалов для аграриев в некоторых регионах и предложил временно запретить экспорт нефтепродуктов до стабилизации ситуации.
По словам Владимира Чернова, для стабилизации ситуации на топливном рынке целесообразно ограничить или полностью запретить экспорт нефтепродуктов из РФ на время уборки урожая, когда в ряде аграрных регионов наблюдается на них повышенный спрос, а также нарастить поставки на биржу.