Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

"Управленческая революция" на Дальнем Востоке России вызывает сомнения – Михаил Терский

01.04.2013

"Управленческая революция" на Дальнем Востоке России вызывает сомнения, существуют некие государственные инициативы по созданию эффективной системы стратегического управления, однако замыслы эти весьма непонятны. К таким министерским предложениям пока сложно относиться серьезно, ведь власти регионов, бизнес и общественность не готовы к глобальным, системным преобразованиям в экономике страны. Такое мнение высказал в интервью директор центра стратегических разработок, доктор экономических наук Михаил Терский.

Заместитель министра экономического развития Андрей Клепач заявил в интервью газете "Ведомости", что для преодоления начавшегося торможения экономического роста и формирования "новой экономики" Россия должна решиться на управленческую революцию, в противном случае страна рискует проиграть в мировой конкуренции.

Напомним, что управленческая революция подразумевает под собой третий - "форсированный" сценарий развития экономической политики. Этот вариант включен в прогноз долгосрочного развития РФ до 2030 года и, по словам Андрея Клепача, предполагают формирование в стране эффективной системы стратегического управления, которое потребует иной конструкции бюджета и новой модели экономической политики, где есть и стратегическое мышление, и воля реализовывать последовательно эти проекты.

Корр. РИА PrimaMedia попытался выяснить, насколько власть и бизнес нашего региона готовы к реализации "форсированного" сценария развития экономики, у доктора экономических наук Михаила Терского.

-  Михаил Васильевич, как вы можете оценить перспективы проведения управленческой революции в стране?

- По моему мнению, в правительстве есть намерение и желание улучшить экономику страны, но сама трактовка управленческой революции вызывает сомнения, эти замыслы и предложения не совсем понятны. Скорее всего, что здесь речь идет не совсем об управленческой революции, а предполагается иная модель, когда государство представляет собой совет директоров крупной госкорпорации. В каких-то странах такие замыслы получаются, как например, в Китае, а где-то не получаются, в общем, подобные глупости - это далеко не редкость. Если анализировать управленческую революцию с экономической точки зрения, то в первую очередь она должна затронуть кадровую составляющую, ее обновление, привлечение управленцев нового типа, да и еще очень много стратегических аспектов в экономике, однако даже к кадровой генерации страна еще не готова.   

- Насколько готовы в настоящий момент к такой стратегической работе в Приморском и Хабаровском крае региональные власти и бизнесмены?

- Для осуществления масштабных преобразований в регионах потребуется принятие управленческих решений, но реализация таких решений ограничена  размером их бюджетов. На сегодняшний день Приморский и Хабаровский край, да и все государство в целом не готово к управленческой революции, предлагаемой правительством. Интересно, за счет каких средств в субъектах федерации будет осуществляться эта стратегическая работа, если в региональных бюджетах существует система обязательных расходов на социальные и иные нужды, которые составляют около 50% бюджета, и уменьшить их нельзя, поэтому региональные власти ограничены. Если говорить о региональном бизнесе, то он тоже не готов.   

- А каково внутреннее состояние бизнеса? Насколько предприниматели настроены на стратегическое развитие своего дела?
- Горизонт планирования у 95% бизнеса не превышает одного года, а срок жизни регионального бизнеса не превышает пяти лет.
О каком стратегическом развитии можно говорить в существующих экономических условиях? У нас очень мало эффективных и быстро окупаемых предприятий. Даже за 3-5 лет окупить проект сложно, а если рентабельность ниже 15%, то вообще нет смысла запускать проект. Поэтому бизнес в основном живет краткосрочными планами и желает извлечь быстрее как можно больше прибыли. Сокращение затрат – это основное для выживания бизнеса.

- Какова степень доверия к органам власти? Обладают ли они необходимыми знаниями, чтобы стать "движущей силой" управленческой революции?

- Естественно, противоречия между властью и бизнесом возникают. Причина в том, что бизнесу нужно максимизировать прибыль, минимизировав при этом издержки, например налоги. Власть, наоборот, заинтересована в пополнении бюджета налоговыми отчислениями и ее не устраивает сокращение налогов, это приводит к конфликту между властью и бизнесом. Предприниматели считают, что государство о них заботится недостаточно и поэтому не доверяют. Бизнес не видит, что решения, которые принимает власть, являются эффективными. Но вместе с тем бизнес-сообщество не понимает замыслов государства и не обладает знаниями, чтобы "стать движущей силой" управленческой революции. Управленческая революция начинается тогда, когда соблюдаются все регламенты, нормы, правила, стандарты, как например, в Германии.
В России же, к сожалению, обойти эти законы гораздо выгоднее, дешевле, чем их соблюдать, коррупция и взяточничество все еще процветают.  Эти условия неприемлемы для осуществления управленческой революции.
-   В последнее десятилетие основным трендом является укрупнение бизнеса и монополизация экономики. Насколько конкурентоспособным остается региональный бизнес?

- Все понимают, что у стаи больше шансов выжить, чем в одиночку. Консолидированный бизнес становится социально-экономически устойчивым и значимым, он лучше противостоит неэффективной государственной системе. Укрупнение является одним из способов снижения институциональных издержек.