Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

ВЭБ готов финансировать проекты Чечни без госгарантий

29.10.2012

Министерство финансов в октябре представило вице-премьеру и полпреду в Северо-Кавказском федеральном округе Александру Хлопонину новый механизм господдержки инвестиционных проектов, реализуемых в Чеченской Республике. Согласно письму Минфина (есть в распоряжении «Известий»), действующий запутанный механизм предоставления госгарантий под инвестпроекты коммерческих фирм в Чечне перестает действовать. Теперь предприятия предложено кредитовать напрямую, без предоставления госгарантий. По старой схеме за три года ее действия Внешэкономбанк не профинансировал ни одного из подготовленных проектов на 9,1 млрд рублей.

«Чтобы республика чувствовала ответственность»

Изменить текущую схему финансирования инвестиционных проектов Чечни предложил сам Внешэкономбанк по согласованию с Минфином, сообщили «Известиям» в госкорпорации. Новый механизм господдержки должен одобрить Александр Хлопонин.

Текущая схема предполагает кредитование компаний, реализующих проекты, коммерческими банками под гарантии государства. Данный механизм был утвержден постановлением правительства № 223 в апреле 2010 года. Изначально планировалось, что такая схема станет плавным переходом от прямого финансирования (через федеральные целевые программы) к рыночным принципам развития региона, говорит замминистра экономического развития Чеченской Республики Иса Бисаев.

— Цель — чтобы республика чувствовала ответственность за те проекты, которые реализует. А это значит — ведение работы с кредитными учреждениями, соблюдение всех принципов, которые возникают при привлечении кредитных средств, а именно платности, срочности, — пояснил он.

По отношению к компаниям, выступающими инициаторами проектов, были предусмотрены регрессные требования, «которые должны быть обеспечены банковскими гарантиями Внешэкономбанка», указали в госкорпорации. Как следует из постановления, инициаторы проекта должны были предоставить реальное имущество в качестве обеспечения, покрывающего до 100% суммы займа, рассказал «Известиям» Бисаев.

— Механизм крайне сложный. К тому же инициаторы проектов не имели залогового имущества, стоимостью равной размеру кредита, — отметил он.

Для работы этой схемы из одного федерального бюджета в другой с 2010 по 2012 год кочевали 15 млрд рублей. А в Чечне из 25 инвестиционных проектов было отобрано 11, общая стоимость которых равна 9,1 млрд рублей.

— В результате за три года по данной схеме не был профинансирован ни один инвестиционный проект Чеченской Республики, — добавил Бисаев.

Гарантией всё равно станут федеральные деньги

В сложившихся условиях власти региона обратились в правительство России и Министерство финансов с просьбой скорректировать механизм господдержки. В результате ВЭБ предложил изменить текущую схему господдержки. Как сообщили в госкорпорации, цель предложенных изменений — упрощение механизма господдержки, удешевление общей стоимости финансирования и повышение эффективности управления рисками инвестиционных проектов.

Обязательства компаний, получающих кредиты на реализацию проектов, будут обеспечены, согласно новому механизму, только за счет Специализированного гарантийного фонда Чеченской Республики. Фонд создан в ноябре прошлого года распоряжением правительства региона. На первом этапе его формирование предусмотрено за счет госсредств, но в дальнейшем привлекаться средства из бюджета Чечни, а также инвесторов. В настоящее время объем фонда равен 2 млрд рублей. В связи с тем, что гарантийный фонд формировался в кратчайшие сроки, в основном это взносы федерального центра, вклад республики пока незначителен, рассказал Бисаев. В следующем году из федерального бюджета в фонд поступит еще 1 млрд рублей.

По информации «Известий», нюансы реализации нового механизма будет обсуждаться на ближайшем заседании наблюдательного совета ВЭБа 29 октября. Правительство Чеченской Республики в письме, направленном в Минрегион в конце сентября, поддержало предложенный механизм, указав, что его реализация будет способствовать повышению бюджетной эффективности региона.

По данным чеченских властей, в ВЭБ уже направлено несколько инвестпроектов на рассмотрение, в их числе восстановление Аргунской ТЭЦ, а также агропромышленные проекты — например, строительства макаронной фабрики. По некоторым из них госкорпорация заключила с инициаторами соглашения о проведении комплексной экспертизы.

Инструмент, когда фактически возврат госсредств, которые предоставит на проекты ВЭБ, будут обеспечены гарантийным фондом, наполненным в основном опять же за счет государства, сам по себе уникален, считает завлабораторией Института экономической политики им. Е.Гайдара Владимир Назаров: «Риски при таком подходе будут достаточно велики. Следует ожидать, что в случае дефицита средств фонда, вопрос об его увеличении вновь будет поставлен на федеральном уровне. В результате снижение ответственности для бюджета Чеченской Республики может привести к менее тщательному отбору проектов. Очевидно, это шаг назад на пути перехода к общим принципам финансирования региона».

В последнее время позиция федеральных ведомств в отношении Чечечнской Республики свидетельствет о постепенном отказе от особого положения региона при оказаниии господдержки. Так, ранее Минфин предложил в рамках работы правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) рассмотреть вопрос о переводе Чечни на общий порядок финансирования. Сегодня регион на особом (прямом) счету — средства выделяется под конкретные объекты, тогда как для других регионов рассчитывается по общей формуле, учитывающей их доходы и расходы.

Позже Минрегион и Минфин выступили против продления еще на пять лет ныне действующей федеральной программы «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008–2012 годы». Ведомства предлагают республике черпать средства на развитие из общего котла в рамках программы, направленной на развитие всех субъектов Северо-Кавказского округа до 2025 года.

Известия