Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

«Японцы» с пробегом, «китайцы» с завода: какие машины выбирают приморцы

26.06.2023

Несмотря на то, что стоимость автомобилей неизменно растет, их востребованность у приморских покупателей тоже продолжает увеличиваться. По официальным данным Владивостокской таможни, в 1 квартале 2023 года в столицу региона ввезли 60,5 тысяч машин для личного пользования – это почти в два раза больше, чем в прошлом году, отмечают в ведомстве. Корреспонденты РБК Приморье пообщались с экспертами отрасли и выяснили, меняются ли автомобильные предпочтения приморцев и что влияет на спрос.

Вторичный рынок

Жители региона в основном выбирают подержанные либо недорогие новые машины. По информации аналитиков автомобильного портала «Дром», в 2023 средневзвешенная цена легкового автомобиля в Приморье выросла на 19% по сравнению с прошлым годом. Средняя стоимость легковушки сейчас составляет 807 500 рублей.

В 2022 году владивостокские таможенники оформили рекордное количество автомобилей с пробегом – более 197 тысяч. Это на 72% больше, чем в 2021 году. При этом стоимость подержанных машин растет. За два года цена б/у автомобиля с пробегом поднялась почти на 32%. Еще больше подорожали подержанные беспробежные авто – на 51% с начала 2021 года.

Через границу везут в первую очередь японский автопром – автомобили брендов Toyota и Honda. За ними следуют «корейцы» Hyundai и Kia. Китайские подержанные машины особой популярностью в регионе не пользуются. По данным Владивостокской таможни, из КНР в столицу Приморья их ввозят только в единичных случаях.

С прошлого июля оформлением «китайцев» (как новых, так и подержанных) занимается Уссурийская таможня. По официальной информации, за 2023 год сотрудники ведомства оформили декларации на 357 автомобилей, ввезенных для личного пользования. Для сравнения, за весь прошлый год их было 183.

Вторичный авторынок Приморья, по словам представителя компании ADN GROUP Сергея Островского, пополняется преимущественно за счет параллельного импорта. Перепродажи машин практически не приносят никаких денег предпринимателям.

«Из интересного могу отметить, что вырос потребительский спрос на праворульные европейские автомобили, которые завозятся в Россию из Японии – Audi, Mercedes, BMW. Раньше на них смотрели свысока», ­– говорит эксперт.

Связано это с санкциями: новые «европейцы» практически ушли с рынка, а стоимость подержанных высокая, особенно в сравнении с азиатскими экземплярами. На японском аукционе купить авто с небольшим пробегом можно в среднем на 20-40% дешевле, чем в России.

В целом на вторичном рынке, по данным «Дрома», ситуация за год не изменилась. Доля японских машин составляет 49%, европейских – 18%, отечественных –14%, корейских – 11%, американских – 5%, китайских – 2%. Остальные занимают порядка 1%.

Первичный рынок

Иначе складывается обстановка на первичном рынке. В 2023 году цены на новые автомобили снизились на 15% относительно прошлого года. Аналитик «Дрома» Игорь Олейников связывает это с ротацией автомобилей на «первичке».

«В Приморском крае, как и во всей стране, полностью изменилась структура предложения по новым авто. Ассортимент новых автомобилей сократился до моделей китайских брендов. Китайские иномарки изначально несколько дешевле европейских автомобилей, пользовавшихся спросом до санкций. Соответственно, из-за роста числа новых «китайцев» на рынке снижается средняя стоимость нового автомобиля», – говорит Олейников.

Эксперт объясняет, что из-за изменений в структуре первичного рынка число предложений о продаже новых дилерских автомобилей выросло. На Дальнем Востоке и в Сибири выставленные на реализацию китайские легковушки – дилерские новинки – занимали 10%, а в марте 2023 года – уже 50%.

Количество предложений о продаже новых корейских машин заметно сократилось. Если в начале прошлого года их было 25 – 28%, то теперь – не более 15% на складах дилеров. Уменьшилось в регионе и количество предложений по «японцам» – с 18 до 10%. Эксперты связывают это с санкциями, снижением покупательской способности рубля и дефицитом запчастей на новые модели.

Несмотря на то, что количество предложений о продаже дилерских автомобилей отечественного производства в регионе выросло – с 18 до 25%, российский автопром не пользуется большой популярностью в Приморье и в целом на Дальнем Востоке. Хотя, как отмечает руководитель отдела продаж официального дилерского центра LADA Илья Ужва, спрос на экземпляры отечественного автопрома растет.

«Автомобили марки «Лада» востребованы у покупателей, продажи повышаются. Влияет на это модельный ряд, ценовая доступность и наличие всех комплектующих. То есть, у нас есть все, чтобы закрыть потребности клиентов», – говорит он.

Актуальной статистики по продажам свежих российских автомобилей в Приморье за 2023 год нет, однако эксперты отмечают их общую неконкурентоспособность. Отечественные машины в регионе уступают даже новому игроку рынка – китайскому автопрому, утверждает директор компании «Япония Транзит» Дмитрий Клатаевский.

«Российские производители не имеют возможности продавать автомобили дешевле, чем «китайцы», у них просто нет ресурсов. И по технологиям, конечно, между ними космическая разница», – говорит он.

Китайское направление

Спрос на новых «китайцев», по словам Клатаевского, меняется в положительную сторону преимущественно из-за отсутствия альтернатив на рынке.

«Многие, кто привык покупать новые автомобили, вынуждено перешли на китайские и впоследствии поняли, что это неплохие машины. Другая категория людей – те, кто заранее изучил вопрос. Они увидели, что качество выросло, что китайцы делают не то, что было 10-15 лет назад», – объясняет собеседник.

Несмотря на то, что спрос на свежие китайские автомобили стабильно растет, на пути он встречается с некоторыми проблемами. В частности – отсутствием запчастей, комплектующих и расходников.

«Автомобиль купить не проблема, проблема – найти на него навесные детали, фильтры. Кроме как у дилера, обслужить машину больше не у кого. Но центры есть не везде. Прямо сейчас мы едем на автомобиле китайской марки Changan из Владивостока в Новосибирск, и ближайший дилерский центр – в Иркутске, там мы и записались на техобслуживание. А пока на всем протяжении пути на нашу машину смотрят как на инопланетянина», – говорит Клатаевский.

В долгосрочной перспективе, уверен эксперт, как только в регион завезут запчасти и комплектующие, «китайцы» смогут опередить даже лидеров приморского автомобильного рынка – японский автопром. Пока же модели из Страны восходящего солнца, опережают азиатских соседей по всем фронтам: они и надежнее, и проще в обслуживании.

Кроме того, рост продаж, по его мнению, сдерживают пока еще не налаженное взаимодействие с таможенниками и сложности с логистикой. Но, добавляет собеседник, решение этих проблем – вопрос времени.

В настоящее время во Владивостоке официально представлены три китайских марки: Geely, Cherry и Haval. Выбор у них, по мнению Дмитрия Клатаевского, не самый интересный. Если хочется чего-нибудь особенного, лучше заказать через параллельный импорт.

«Покупать у дилеров недешево, цены стартуют примерно от 1,8 миллиона рублей. Как правило, там еще нужно оплачивать какие-то услуги дополнительно, поэтому в итоге цена за «китайца» может подняться 2,5 миллионов», – говорит эксперт.

Компания Клатаевкого начала разрабатывать китайское направление только в апреле нынешнего года.

«На сегодняшний день спрос на «китайцев» космический, если брать в расчет заявки от наших потенциальных покупателей. Людей, которые начинают интересоваться этим сегментом, действительно много. В целом по продажам цифры тоже интересные, но пока не такие большие», – говорит собеседник.

По прогнозам экспертов, китайский автопром сможет вступить в стройные ряды «азиатов», лидирующих на приморском рынке, уже к концу 2023 года. А «европейцы» и отечественные марки будут постепенно отступать за Урал.

РБК