Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Какие цены ждут автолюбителей осенью

03.09.2020

Спрос и предложение моторного топлива на российском рынке наконец нашли друг друга и пришли в относительное равновесие после коронавирусного шока. Осенью это должно отозваться на заправках стабильностью цен, однако статус-кво в очередной раз подсветил проблемные места, в частности нехватку доступного по цене топлива на Дальнем Востоке. Также ожидается традиционное сезонное сокращение выпуска бензина и дизеля на заводах, но пока это не пугает экспертов, так как наполняемость рынка топливом находится на пятилетнем максимуме.

В этом году на фоне карантинных мер спрос на заправках снизился на рекордные 40-50%. Для поддержки нефтепереработки с июня в Россию временно запретили импортировать топливо, что при восстановлении трафика ограничило возможности быстрого расширения предложения. Возник дефицит, который "закрылся" только в августе: в среднесуточном выражении потребление бензина выросло в сравнении с июлем на 3%, на дизель спрос увеличился на 7%, подсчитали в "Петромаркете". Накануне министр энергетики РФ Александр Новак подтвердил, что спрос восстановился до 85-90% от докризисного уровня, при этом министерство следит, чтобы не было давления на цены.

Стоимость бензина в России после реформ оказалась в более тесной привязке к волатильным ценам в Европе, но пока бензин в стране подорожал на 1,4-2% при общей инфляции за январь - июль около 3%. "При текущем регулировании возможный рост оптовых цен на бензин и дизтопливо создает проблемы для розничного сектора, маржинальность которого может снижаться до минимального уровня. Подобная ситуация наблюдалась в конце 2019 года по дизтопливу и в июне - июле 2020 года по бензинам, - говорится в ежемесячном энергобюллетене Аналитического центра при правительстве РФ. - Реализация топлива с низкой маржой в рознице негативно влияет в первую очередь на независимые АЗС, которые приобретают топливо на рынке и не имеют возможности перераспределить издержки по сегментам бизнеса, которая есть у ВИНК (вертикально интегрированных компаний)".

Наиболее остро, по традиции, нехватку моторного топлива чувствовал Дальний Восток, куда завозят недостающие объемы железной дорогой. По итогам минувшей недели там выросли цены и на бензин, и на дизель, схожая динамика в Сибири, в отличие от остальной части страны, где ценники стабилизировались, следует из данных Центрального диспетчерского управления ТЭК. Обычно в списке "проблемных" есть и Крым, но сейчас дефицита топлива там нет, заявлял ТАСС замруководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС), статс-секретарь Андрей Цариковский. По его словам, в ближайшее время правительство займется субсидированием перевозок топлива на Дальний Восток. "Жители нашей страны, по большому счету, не видели и не увидят значительных скачков цен на бензин ни в одну, ни в другую сторону", - считает Цариковский.

Объем предложения топлива на внутреннем рынке достаточен для покрытия спроса и "даже несколько избыточен", полагает независимый эксперт Виктор Костюков. Нефтекомпании запланировали сокращение выпуска бензина в сентябре на 14%, дизеля - на 9% в связи с плановыми ремонтами на заводах, однако это не должно пугать рисками роста оптовых цен. В июле - августе отгрузка бензина на внутренний рынок составила 5,756 млн тонн, что стало рекордом за пять лет. Именно это, по мнению Костюкова, уже удержало биржевые (оптовые) цены от роста.

Российская Газета

Интервью

Владимир Потанин: только нестандартный ход поможет решить наши проблемы
Глава российского Минфина Антон Силуанов: Дополнительные деньги бюджету нужны
Глава департамента МИД РФ Алексей Полищук: рассчитываем на инстинкт самосохранения НАТО по Украине
Замруководителя ФАС России Андрей Кашеваров: Банки при оформлении кредитов умалчивают о невыгодных для клиента условиях
Глава МИД РФ Сергей Лавров — о том, кому выгоден теракт в России и зачем Макрону говорить об отправке войск НАТО на Украину
Другие интервью