Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Лютый эксперимент: как русская подводная лодка впервые совершила поход подо льдом в Тихом океане

22.12.2023

В 1908 году русская подводная лодка «Кефаль» впервые совершила плавание подо льдом. Тогда, 115 лет назад, русские подводники, рискуя своими жизнями, доказали, что это возможно. «КП» вспоминает, как это было.

Безумная идея

К середине декабря 1908 года стрелки термометров во Владивостоке опустились до – 20°C. Бухта Золотой рог, Амурский залив и пролив Босфор Восточный представляли собой сплошное ледяное поле.

Связь с портом поддерживалась только при помощи ледокола «Надежный», который каждое утро пробивал канал для входа и выхода пароходов. В эти морозные дни в Отряде подводного плавания Морских сил Тихого океана родилась идея совершить плавание на подводной лодке подо льдом.

Да, будет холодно, но мы сделаем это!

Выслушав доклад начальника Отряда подводного плавания капитана 2-го ранга Сергея Магнуса о подледном эксперименте, Командующий Морскими Силами Тихого океана контр-адмирал Николай Матусевич задумался. Из окон его адмиральского кабинета бухта Золотой рог была видна как на ладони. Среди белого замерзшего побережья копошился только портовый ледокол «Надежный», пробивая канал к стоящим у пирса судам на мысе Чуркин. Завывал ветер.

– Клапана и батареи замерзнут, и лодка не сможет ни погрузиться, ни дать ход – засомневался адмирал.

– Да, на лодке будет холодно – ответил Магнус, – но при надлежащем зимнем обмундировании экипаж не будет слишком страдать от холода. А что качается аккумуляторных батарей, то Вы, Ваше превосходительство, вероятно, помните, что на «Фраме», во время известной полярной экспедиции Нансена аккумуляторы промерзали до дна, и все же электрическое освещение действовало без перерывов.

– Хорошо, – немного подумав, сказал адмирал. На какой лодке предполагаете провести эксперимент?

– «Кефаль», командир, – сказал мичман Василий Меркушев, начальник отряда. - Лодка в полном порядке.

Пробное погружение

Судьба уготовила этой маленькой подлодке особую участь – оставить свой след в мировой истории подводного плавания.

«Кефаль» – подлодка серии «Protector» американского конструктора Саймона Лэка, закупленной в США среди прочих. В России этот тип техники получил название «Осетр» из-за характерных обводов корпуса, действительно чем-то напоминающих речного исполина. Во Владивосток их прибыло пять штук, и из-за низкого качества корпуса их пришлось фактически строить заново.

Экипаж подлодки составлял с офицерами 12 человек, а в качестве оружия она имела три торпедных аппарата – два в «носу» и один в корме. «Кефаль» с июля 1905 года несла службу во Отряде подводного плавания, а с ноября в ее командование вступил молодой мичман Василий Меркушев.

17 декабря 1908 года было проведено пробное погружение подлодки «Кефаль» прямо у борта транспорта «Тобол». Оказавшись под водой, экипаж внимательно следил за поведением клапанов, сальников, перископа. Мелкие неисправности были устранены в тот же день.

Подо льдами

Утром 19 декабря, подняв вымпел «Кефаль» отправилась на буксире парового катера «Проворный» по пробитому ледоколом «Надежный» каналу. Последний следовал судном-конвоиром, его задачей было сопровождение подлодки во время этого рискованного эксперимента. Ввиду важности события, кроме экипажа на борту «Кефали» находился начальник Отряда подводного плавания Сергей Магнус.

В районе мыса Голдобин, разойдясь с буксиром, командир Василий Меркушев скомандовал погружение, и, когда подлодка перешла на электромоторы, приказал дать ход. Начали движение в сторону острова Скрыплева.

«Яркое солнце пронизывало толщу сплошного льда, покрывшего пролив Босфор Восточный от берега до берега. Подо льдом было настолько светло, что можно было видеть не только оконечность лодки, но и намного дальше, чем летом. В перископ была отлично видна переливающаяся алмазами гладкая поверхность ледяного поля» – так описывал увиденное Василий Меркушев в книге «Записки подводника 1905-1915».

Уже более часа подлодка шла подо льдами, все механизмы работали исправно. Буднично исполнял свои обязанности экипаж. Температура в отсеках несмотря на опасения держалась в пределах +14°С. Это горячая вода, оставшаяся в цилиндрах бензиномоторов, выделяла тепло. Двигатели действовали как печи для подлодки.

Единственным, кто в этот день сильно нервничал, был капитан «Надежного». Ожидая всплытия подлодки, он то и дело поглядывал на свой карманный хронометр. Сигнальщики ледокола до рези в глазах вглядывались в ледяное поле.

– На траверсе справа всплывает лодка! – наконец доложил один из них.

С ледокола увидели, как ломая лед, посреди ледяного поля вырастала серая рубка «Кефали». После часа тридцати подледного хода командир лодки Василий Меркушев дал команду на всплытие.

«Лодка пошла бы дальше, если бы из машины не закричали, что в глушителе показалась вода и надо всплывать. Пробив лед и подняв его на себя, «Кефаль» поднялась на поверхность. Выйти оказалось наверх не так-то просто – сломанные льдины придавили крышку люка, и, чтобы ее поднять, потребовались усилия нескольких человек», – вспоминал командир в своей книге.

Подлодка, вступив в кильватер ледоколу «Надежный», последовала к своей базе – транспорту «Ксения». Первый в мире опыт плавания под сплошным льдом прошел благополучно.

Предано забвению

О первом опыте подводного плавания Василий Меркушев написал в «Морском сборнике». Статья вызвала бурю эмоций во всем мире. Еще так никто не рисковал. Стало ясно, что подводные лодки могут успешно плавать подо льдом. Но этот бесценный опыт русских моряков был предан забвению. Было не до опытов. Началась Первая мировая.

Через 26 лет, здесь же, на Тихом океане, уже советская подлодка повторила подледный эксперимент «Кефали». В 1934 году подлодка «Щ-102» под командованием Алексея Заостровцева (будущего адмирала) прошла 5 миль подо льдом на глубине 30 метров близ острова Аскольд. Но развить опыт подледного плавания в то время не позволяла еще несовершенная техника.

Подо льдами к макушке Земли

Покорение подледных глубин началось в начале 60-х годах ХХ века с появлением подводных атомоходов. В июле 1962 года советская атомная подлодка «К-3» достигла Северного полюса подо льдом. Это было знаковое событие. По возвращению атомоход встречал сам лидер СССР – Никита Хрущев, а весь экипаж был награжден орденами и медалями.

Во время похода на Северный полюс экипаж «К-3» случайно совершил открытие. Тогда еще не было подробных карт морских глубин, лодка двигалась вслепую. Однажды акустики почувствовали, что глубина резко изменилась. Командир лодки, получив доклад, приказал снизить скорость лодки и подняться выше. Позже, когда ученые изучили эхограмму, стало понятно, что это гигантский подводный хребет. Объект, названный в честь известного гидрографа Якова Гаккеля, стал крупнейшим географическим открытием ХХ века.

Подводная лодка Отряда подводного плавания Тихого океана «Кефаль» совершила еще немало славных походов, защищая русские тихоокеанские рубежи. Прослужила она до 1916 года, когда по ветхости была исключена из списков флота и поднята на берег и разобрана. Корабли, как люди, тоже умирают.

Комсомольская правда

Интервью

Российский лидер Владимир Путин дал интервью китайскому агентству «Синьхуа» в преддверии своего визита в КНР
Мария Захарова: Запад хочет реванша у России за "поворот истории"
Глава "Объединенной зерновой компании" Дмитрий Сергеев рассказал о работе механизма зерновых интервенций, об инвестиционной программе и о прогнозах по экспорту
Владимир Потанин: только нестандартный ход поможет решить наши проблемы
Глава российского Минфина Антон Силуанов: Дополнительные деньги бюджету нужны
Другие интервью