Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

ТО по новым правилам: 100-процентную готовность никто не подтвердил

03.03.2021

Приятная новость для всех автовладельцев страны: новый порядок технического осмотра автомобилей в России вступит в силу не с 1 марта, как предполагалось ранее, а с 1 октября 2021 года. И все же не сейчас, но через полгода правила игры изменятся, оставив привычную процедуру техосмотра в прошлом, но добавив диагностические карты, фотофиксацию, координаты и новые тарифы. 

Какие цели преследует государство, вводя дополнительные требования, и что ожидать автолюбителям, корреспондент газеты «Владивосток» поинтересовался у председателя НП «Лига финансовых институтов» Александра Ивашкина.

– Сразу хочу сказать: из-за переноса данного срока российский бизнес понесет большие убытки. Потому как компании уже «вложились» в СТО и определенно готовились к наплыву клиентов, которые, как ожидалось, с 1 марта должны выстроиться в очередь. Менять правила игры по ходу пьесы, думаю, неправильно для бизнеса. Зато такое решение премьера РФ Михаила Мишустина – небольшой подарок всем автолюбителям страны. 

Поправки в закон о проведении технического осмотра и в КоАП вступят в силу только с 1 октября 2021 года. Остается достаточно много времени для введения новых правил проведения (не прохождения, а именно проведения!) техосмотра (ТО). То есть на законодательном уровне требования для владельца транспортного средства (ТС) останутся прежними – регулярное прохождение ТО на аккредитованных пунктах. Но для операторов ТО есть существенные изменения. 

Цель реформы – снизить тяжелые ДТП, исключив формальный техосмотр. Когда, к примеру, автобус, числившийся прошедшим «ревизию» где-нибудь на западе РФ, постоянно эксплуатируется на Дальнем Востоке. И эта фальшь выясняется, лишь когда автобус попадает в серьезную аварию по причине его технической неисправности, формального прохождения техосмотра или пренебрежения к безопасности эксплуатации.

 Первая новация нового закона – электронная диагностическая карта. Сейчас законодательство построено так, что страховщики не вправе проверять предоставленную информацию по диагностической карте. Так что состояние ТС на совести самого владельца. И при использовании бумажных документов было много злоупотреблений. С 1 октября предусмотрен отказ от бумажной формы в пользу электронной, которую будут оформлять специализированные сервисы из реестра Российского союза автомобилистов (РСА).

 Вторая новация – фотофиксация самого проведения процесса ТО. Это позволит подтвердить, в какое время и в каком месте транспортное средство проходило проверку с фиксацией номерного знака. Сведения будут отправляться в ЕАИСТО (Единая автоматизированная система технического осмотра).

– А можно подробнее об этом? 

– Фотографии автомобиля до и после ТО будут храниться в базе ЕАИСТО. Самое главное – на снимках должны быть отчетливо видны госномер автомобиля, цвет машины, марка и модель. 

Техосмотр будут проводить только сервисные пункты, аккредитованные РСА. При въезде на станцию ТО владельцу автомобиля придется указать координаты пункта техосмотра в ЕАИСТО, таким образом уведомив систему о прохождении процедуры в определенном месте и в конкретное время. 

Кроме того, с 1 октября 2021 года ГИБДД получит доступ к сведениям о диагностических картах. Ранее эта информация предоставлялась только в страховые компании для оформления ОСАГО. Внедрение системы ЕАИСТО также проводится в рамках реформы ТО, чтобы исключить продажу фальшивых (нелегальных) диагностических карт.

– По ваши данным, в Приморье сервисные пункты готовы к приему автомобилей по новым правилам?

– В нашем крае на учете ГИБДД числится более 1 млн автомобилей. Одно ТС проходит проверку в среднем около 25-35 минут. Поэтому в течение дня один сервисный центр с двумя оборудованными по требованиям РСА рабочими местами может обслужить не более 40 машин с проверкой их по всем 80 пунктам безопасности. В настоящее время на сайте РСА в Приморье значится 74 пункта технического сервиса. 

– Но все ли они смогут заработать с 1 марта? 

– Из известных мне и крупных СТО региона, с руководителями которых мне удалось связаться, я получил ответы, сильно меня разочаровавшие: все еще идет тестирование аппаратуры и привязка к базе ЕАИСТО. Никто не подтвердил 100-процентную готовность. 
Впрочем, уже сейчас понятно, что более половины приморских СТО не смогли бы запуститься к 1 марта, так как из-за отсутствия необходимой диагностической (сертифицированной по требованиям РСА) аппаратуры, один комплект которой по самым скромным расчетам стоит около двух миллионов рублей, не прошли бы аккредитацию в РСА. По этой причине в Приморье на сегодня могло бы остаться не более 30 СТО. Что, вероятно, привело бы к очередям на них и сбоям в работе по оформлению ОСАГО. Вот от чего уберег нас глава кабинета министров РФ.

Перенос сроков введения новых правил по ТО – хороший шанс подготовиться к новациям. Иначе с 1 марта этот процесс проходил бы мучительно и больно, а владельцы автомобилей просто бы игнорировали ОСАГО. И тогда бы наступила реальная дестабилизация рынка «автогражданки» на Дальнем Востоке.

 – Во сколько обойдется обновленная процедура техосмотра?

– Предельный размер платы за проведение ТО устанавливается дифференцированно, в зависимости от объема проводимых работ и категории транспортного средства, с учетом стоимости отдельных технологических операций. Так, в Приморье для категории «В» (легковые автомобили, имеющие до 8 пассажирских мест) максимальный тариф – 983,14 руб.

– Появились ли в поправках закона какие-либо меры административного воздействия на водителей, игнорирующих прохождение ТО по новым правилам?

– Появились. Но хочу успокоить ваших читателей: водителей за отсутствие диагностической карты штрафовать начнут только с 2022 года. Однако посоветую владельцам ТС в дальнейшем проверять в ЕАИСТО отметку о пройденном техосмотре. Важно, что выписывать штраф в будущем за отсутствие диагностической карты смогут не чаще одного раза в сутки.

– Ранее техосмотр проходили перед получением полиса ОСАГО, и когда заканчивалась диагностическая карта, до следующего страхования можно было ездить без нее.

– Если после 1 октября 2021 года автомобиль попадает в ДТП и выясняется, что причиной стала техническая неисправность, страховая компания все равно выплачивает ущерб за виновного водителя. А потом взыскивает с него выплаченные деньги. 

– Нужна ли диагностическая карта на новые авто и какие особенности прохождения ТО для машин старше 10 лет? И что делать, если диагностика ТС выявила неисправности? 

– На автомобили, которым менее 4 лет, диагностическая карта не нужна. Для авто с 4 до 10 лет техосмотр будет проводиться раз в два года, диагностическая карта действовать будет также два года. Полис ОСАГО по этой диагностической карте вы можете получить два раза. Если авто свыше 10 лет, то техосмотр – каждый год. 

 Если во время проверки в машине найдут неполадки, владельцу дадут 20 дней на их устранение. Поэтому желательно приехать на пункт техосмотра минимум за 20 дней, а лучше за 21 день до окончания действия вашей диагностической карты, чтобы у вас было время устранить выявленные недостатки. При повторном техосмотре будут проверять лишь ваши исправления. Заново весь цикл проходить не понадобится.

 – Какова доля ДТП из-за технической неисправности ТС? 

– По официальной статистике краевой ГИБДД, это 4 %. Причем такие аварии самые тяжелые. Поэтому лично у меня и моих коллег позитивные ожидания от действия поправок. Реальное прохождение техосмотра, а не имитация такой процедуры положительно скажется на общей безопасности дорожного движения в Приморье. 

 По моему профессиональному мнению, в автомобилизированном Приморье на сегодняшний день почти у 90 % автолюбителей липовые диагностические карты. Вы понимаете ту реальную опасность, которую представляют собой эти «ТС-ведра» на дороге? Поэтому считаю справедливым, что операторы ТО, привыкшие фальшивить и выписывать липовые диагностические карты, будут нести не только административную, но и уголовную ответственность.

Конечно, я был бы большим оптимистом, если бы сказал, что с введением новых правил прохождения диагностики «автохлам» окончательно исчезнет с автодорог Приморья. Увы, нет. Но его однозначно станет гораздо меньше. 

Электронная версия газеты "Владивосток" №4797 (6502) от 3 март 2021

Интервью

Посол КНР в РФ: Китай шире распахнет двери российскому бизнесу
Анатолий Антонов: американцы нас постоянно обманывают
Интервью Путина журналисту Киселеву
Галина Изотова: в 2023 году Счетная палата выявила нарушения на 2,1 трлн рублей
Интервью Путина Павлу Зарубину
Другие интервью