Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Автолюбители Приморья практически перестали проходить техосмотры

18.04.2013

Перемены в сфере автострахования и контроля технического состояния транспорта в России, которые начались в 2011 году, пока привели только к "плачевным результатам". С тех пор, как функции контроля техосмотров передали страховщикам, автолюбители в Приморье почти перестали проходить эту процедуру "по-настоящему". Абсолютное большинство предпочитает просто купить диагностическую карту у недобросовестных предпринимателей, чем за эти же деньги проверить свой автомобиль на диагностическом оборудовании. Это означает, что резкого роста ДТП из-за неисправности авто в крае в ближайшее время не избежать, сообщили представители пунктов ТО во Владивостоке.

Напомним, в 2011 году, после серии выступлений на тему коррупционных скандалов в ГИБДД, технический осмотр решено было передать страховщикам, и привязать оформление полиса ОСАГО к выдаче талона техосмотра. Если раньше полиция строго следила за каждой биркой на пунктах технического осмотра (ПТО), то теперь, по словам представителей этих же пунктов, получить право заниматься этой деятельностью в Российском союзе автостраховщиков (РСА) стало гораздо проще. Количество аккредитованных фирм выросло в разы, при этом никакого специального оборудования для проведения диагностики у них нет. Во Владивостоке широкое распространение получили такие явления, как ангарчики вдоль трасс с надписью "Техосмотр без проблем", передвижные пункты технического контроля, чьи автомобили с вывесками стоят в местах скопления автомобилей. Можно даже пройти ТО, просто вызвав "профессионала", у которого из оборудования – только ноутбук.

До сих пор осталась возможность пройти техосмотр "по правилам". Во Владивостоке порядка 10 ПТО работают по-старому: проверяют автомобиль в боксах на специальных стендах, у них есть все необходимое оборудование, купленное за большие деньги еще в те времена, когда за техосмотром выстраивались очереди. Сейчас клиентов почти нет, владельцы ПТО больше не получают те прибыли, что раньше. Финансовые потоки ушли в другое русло, к тем недобросовестным фирмам, кто не гнушается даже подделкой диагностических карт.
Но владельцы ПТО недоумевают: почему граждане предпочитают просто купить диагностическую карту, если за эти же 980 рублей, установленных законом, можно полностью проверить свой автомобиль? Неужели большинство автомобилистов ездят без аптечек и огнетушителей или думают, что их авто потребует дорогого ремонта, что лучше вообще не показывать ее специалистам? И при этом не боятся за свою безопасность, за жизнь и здоровье близких и просто посторонних, которые могут пострадать в случае ДТП.
"Адреса пунктов техосмотра во Владивостоке может любой узнать. У нас нет очередей, работаем без выходных, специалисты есть, оборудование настроено. Найдут недостатки - тут же исправят. Не проблема даже набившие оскомину у водителей "неправильные фары" - отрегулируют за небольшую доплату. На серьезный ремонт дается 20 дней, потом повторный осмотр, и не надо ничего доплачивать. И при всем при этом у нас желающих пройти полноценный техосмотр – два-три автомобилиста в месяц", - рассказал директор одного из "традиционных" ПТО во Владивостоке.
По его словам, большинство водителей следует логике, что оформить диагностическую карту проще где-нибудь на Третей Рабочей, где можно увидеть множество автомобилей с рекламными надписями "Техосмотр".

"Такие передвижные пункты вызывают вопросы. Они вполне могут иметь разрешение на проведение техосмотров и, как правило, эти микроавтобусы полностью укомплектованы, есть нужное оборудование. Но стазу возникает вопрос: а где площадка длиной 100 метров для измерения тормозного пути? У нас для этого специальные стенды, а их приборы работают только на открытой площадке. Да что и говорить, сколько ни проезжал в районе Третей Рабочей, ни разу не видел, чтобы автолюбители даже капот открывали для осмотра", - добавил собеседник.

Владелец нескольких официально аккредитованных передвижных пунктов ТО в Приморье Максим Филиппеня не согласен с таким мнением. По его словам, передвижной пункт – это способ сэкономить, в первую очередь, руководителям транспортных предприятий. Раньше, чтобы пройти техосмотр, им приходилось снимать с линии служебные машины, автобусы, грузовики, отправлять их вместе с водителями на стационарные пункты ТО, тратить деньги на ГСМ, командировочные водителям и так далее. Прохождение ТО превращалось в простой предприятия, что вело к убыткам. Передвижные пункты ТО – это движение навстречу клиенту, считает Максим Филиппеня. А привыкшие в прошлом к стабильному доходу операторы технического осмотра в Приморье, которые осуществляли свою деятельность до введения в январе 2012 года нового федерального закона о техосмотре, скоро совсем исчезнут.
С тех пор как летом 2012 года отменили талоны ТО, документом, подтверждающим прохождения техосмотра, стала диагностическая карта. Но она не является документом строгой отчетности, то есть ее очень просто подделать. На такие подделки натыкаются порой автолюбители, которые покупают карту прямо у недобросовестного страховщика вместе с полисом ОСАГО, или проходят "быстрый" техосмотр. Конечно, ГИБДД не проверяет карту, главное, чтобы водитель был застрахован.
Однако, как рассказал представитель страховой компании, обезопасив себя от ГИБДД, водители с поддельными или просроченными диагностическими картами при наступлении страхового случая ничего не получат. Недобросовестная страховая компания, которая закрыла при продаже полиса ОСАГО глаза на отсутствие техосмотра, вполне может использовать это как причину отказа в страховых выплатах.
По словам Юлии Сердюк, представителя саморегулируемой организации "НПО Техэксперт ДВ", в которую входят крупные компании-техосмотрщики Владивостока, Уссурийска, Хабаровска, все проблемы возникли после назначения "главными" страховщиков. Теперь компании, бизнес которых оказался на грани закрытия из-за брешей в законах и текущего положения дел, просят передать полномочия по надзору за прохождением техосмотров Минтрансу.

"Мы даже никому не можем пожаловаться, потому что всем этим недобросовестным "игрокам" рынка разрешение дает РСА, и они же должны контролировать. Ни полиция, ни прокуратура ничего не могут сделать. А ведь без техосмотров аварийность на дорогах взлетит. Сейчас на слуху такой аргумент: процент ДТП по причине технической неисправности авто сегодня низкий. Так он потому и низкий, что еще недавно все проходили техосмотр. А рост аварий из-за неисправности авто отмечается уже сейчас", - сообщила Юлия Сердюк.
В ГИБДД Приморья ситуацию комментируют неохотно, но подтверждают, что нынешнее положение дел довольно печальное. Передача контролирующих функций от Госавтоинспекции страховщикам действительно привела к отрицательным последствиям. Хотя практически невозможно установить после ДТП, была ли причиной аварии не выявленная неисправность авто, инспекторы все же считают, что рост ДТП связан с тем, что ТО добровольно практически никто не проходит. Например, в Приморье растет число наездов на идущих по обочине пешеходов и столкновений с посторонними предметами в темное время суток. Это связано, по мнению инспекторов, с неправильной регулировкой фар, которую сейчас почти никто не проверяет.