24.12.2014
Территориям опережающего развития (ТОР), которые должны стать залогом развития всего Дальнего Востока, обеспечили законодательную базу. Законопроекты "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" депутаты Государственной думы рассмотрели в третьем чтении в завершающий день осенней сессии, сообщили в Минвостокразвития.
Задачи по созданию сети территорий опережающего развития поставил президент РФ Владимир Путин в ходе послания Федеральному собранию в 2013 году. В этом году Владимир Путин, в ходе своего обращения к парламентариям, акцентировал их внимание на приоритетности решения этой задачи, отметив, что "ключевую роль ТОРы должны сыграть в подъеме Дальнего Востока". В свою очередь, полпред президента в ДФО, вице-премьер РФ Юрий Трутнев отметил, что ведомства работают над тем, чтобы закон о ТОР был принят до Нового года.
Закон определяет территорию опережающего социально-экономического развития как часть территории субъекта Российской Федерации, на которой, в соответствии с решением правительства РФ, установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.
ТОР создается на 70 лет решением правительства России. Для этого уполномоченный федеральный орган (для ДФО – это Минвостокразвития) вносит в кабинет министров соответствующее предложение, согласованное с властями региона и местного самоуправления.
Финансирование создания инфраструктуры ТОР осуществляется за счет средств бюджетов федерального, регионального и местного уровней, а также внебюджетных источников. Для мониторинга работы территории опережающего развития создается наблюдательный совет, куда, в том числе, входят представители всех уровней власти и представители профсоюзов, которые, среди прочего, участвуют в решении вопросов привлечения иностранных специалистов.
В законе отразили принципиальную позицию Юрия Трутнева в том, что приоритет при трудоустройстве будут иметь граждане России. Оценка потребности в иностранных специалистах должна содержаться в предложении, которое уполномоченный федеральный орган подает в правительство для создания территории опережающего развития.
"Для нас приоритеты очевидны. В первую очередь, рабочие места создаются для дальневосточников. Во вторую, для граждан Российской Федерации, если у нас на Дальнем Востоке нет тех или иных квалифицированных кадров. В-третьих, для людей с той же идентичностью, что и дальневосточники. В особых ситуациях, мы, конечно, будем привлекать представителей стран дальнего зарубежья", - говорил ранее и министр по развитию ДВ Александр Галушка.
Для решения всех административных и хозяйственных вопросов, в том числе – организации транспортного обслуживания, эксплуатации и строительства дорог, электро-, газо-, водоснабжение и т.д., создается управляющая компания с широким перечнем полномочий. Так, к примеру, компания осуществляет функции многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг по системе так называемого "одного окна".
Для того чтобы стать резидентом ТОР, индивидуальный предприниматель или юрлицо должны обратиться с заявкой в управляющую компанию.
На территории опережающего развития действует особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности. Такой режим включает в себя установление особых льготных ставок арендной платы, особое налогообложение резидентов, особое осуществление госконтроля и надзора, приоритетное подключение к объектам инфраструктуры, применение процедур свободной таможенной зоны и пр.
"Выгодно, удобно и безопасно – при этих условиях происходит инвестирование. В случае с территориями опережающего развития, выгодно – это налоговые льготы и снижение издержек, в том числе, за счет установления особых тарифов. Удобно – это свободная таможенная зона, возможность гибкого привлечения иностранных высококвалифицированных специалистов, взаимодействие по административным вопросам с одним субъектом – управляющей компанией. Безопасно – проведение проверок резидентов территорий может осуществляться лишь при согласовании уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, для ДФО – это министерство по развитию Дальнего Востока", - сообщил Александр Галушка.
Министр, среди прочего, подчеркнул такие особенности режима ТОР как кардинальное снижение административного пресса, возможность создания индустриальных парков и новых институтов развития.
Сфера действия федерального закона "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" распространяется на деятельность, связанную с аквакультурой и рыболовством. Суть соответствующей статьи заключается в том, чтобы устранить возможные коллизии в правовом регулировании вопросов рыболовства и рыбоводства с регулированием деятельности ТОР. Это особо актуально для приморских регионов Дальнего Востока, дающих более половины всего вылова РФ водных биоресурсов.
Напомним, 1 декабря президент России подписал закон, вносящий поправки в Налоговый кодекс, за счет которых предоставляются налоговые льготы для резидентов ТОР. Документ, в частности, дает право субъектам РФ устанавливать пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль в части, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов РФ, и устанавливает нулевую ставку в части налога, зачисляемого в федеральный бюджет. Нулевая ставка может применяться в течение пяти налоговых периодов. Среди прочего, устанавливается на 10 лет понижающий коэффициент к ставке налога на добычу полезных ископаемых.
В течение первых трех лет действие закона о ТОР будет распространяться на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав ДФО, а по истечению этого периода – на территории остальных регионов.
Закон о ТОР в ближайшее время рассмотрит Совет Федерации.