Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Дорога Седанка – Патрокл во Владивостоке была построена с нарушениями – эксперт

03.10.2012

Дорога Седанка – Патрокл во Владивостоке из-за спешки была построена с нарушениями технологического процесса, и теперь на исправление допущенных ошибок могут уйти годы. Об этом корр. РИА PrimaMedia рассказал председатель Совета некоммерческого партнерства "Альянс строителей Приморья", заслуженный строитель России, лауреат Ордена Трудового Красного знамени Владимир Нескоблинов. 

- Владимир Васильевич, в чем, по вашему мнению, причина оползней и обрушений грунта, происходящих на новой дороге Седанка – Патрокл во Владивостоке, построенной к саммиту АТЭС?

- Главная проблема в том, что дорога строилась в спешке, из-за чего был нарушен технологический процесс. Изучение рельефа местности, геологическая и геодезическая разведка должны были проводиться более тщательно, чтобы определить категорию грунта, выяснить, есть ли там осадочные породы или оползни. Учитывая это, проектировщик закладывает те решения, которые позволяют в будущем нормально эксплуатировать дорогу, чтобы она работала сто лет. Очевидно, что в спешке никто эту трассу не изучал, тем более что первоначально она была направлена совсем по другому маршруту. Ее направление изменили волевым порядком и проектировщики начали работать в ускоренном темпе, потому что уже подпирали сроки сдачи объекта. Строители тоже начали работать в спешке без утвержденной документации. Я думаю, что в проблемах, возникших на совершенно новой дороге, виноват тот, кто принимал решение быстро ее построить. И не надо сейчас искать "стрелочников" среди проектировщиков или строителей, они были искусственно поставлены в такие условия. Строители вынуждены были нарушать технологию, что, в конце концов, привело к проблемам, получился брак, который опорочил доброе имя приморских строителей. Если бы у них было время для проверки и согласования проектной документации, то такой проблемы могло и не быть.

- Строители применили новую для Приморья технологию габионных укреплений дорожных склонов. Она неэффективна, или технологию неправильно применили?

 

- Укрепление склонов сопок габионами, то есть металлическими корзинами с камнями - это интересная технология. Но в данном случае должны были проводиться точные расчеты – какую категорию грунта способны выдержать габионы, будет ли на них давить скальный грунт, или плывуны, или песчаные и глинистые почвы, суглинки и так далее. Негативную роль сыграла недопустимо большая высота габионных конструкций. К тому же, похоже, что никто не знал, какой грунт находится у подножия дорожного склона, на том месте, где стояли частные гаражи. Специалистам хорошо известно, что в Приморье невозможно сделать дорогу, не изучив детально рельеф. Сейчас видно, что на скалах вдоль дороги идет подпор грунтовых вод, а значит, если не отвести воду, в таких местах всегда будет обвал. Есть много методов, с помощью которых можно отвести воду от дорожного полотна. Нужно устраивать нагорные каналы, ярусами уводить воду. Но вдоль этой дороги нет ни кюветов, ни нагорных канав, а есть какой-то железобетонный лоток, который через полгода занесет грунтом, сносимым дождевой водой. У дорожных откосов какой-то сумасшедший уклон, который вскоре обвалится и никакая бетонная оболочка не спасет.

- Какова же судьба этой дороги?

 

- Скорее всего, уйдет несколько лет на то, чтобы более или менее привести эту дорогу в рабочее состояние, чтобы по ней было безопасно ездить. Ведь при ее строительстве специалистам не дали возможности выполнить в полной мере весь технологический процесс. Поймите, есть нормативные сроки строительства, и каждый объект требует определенного времени. Пытаться их уменьшить - все равно что заставлять женщину родить раньше срока недоношенного ребенка. При строительстве дороги каждый уложенный слой должен тщательно уплотняться, только после этого на него можно укладывать следующий. А здесь - насыпали по четыре метра грунта и пустили катки. Верхний слой, конечно, уплотнился, а нижний уплотнится лишь со временем, и тогда дорога "поплывет". Я думаю, что ее придется переделывать, чтобы привести в соответствие со строительными нормами и правилами. Добавлю, что само полотно, если дорога строится как скоростная, должно быть упругим, а не жестким, как сделали строители в данном случае, насыпав щебень прямо по грунту.

- Известно, что Владивосток остро нуждается в альтернативной дороге. Можно ли назвать дорогу Патрокл – Седанка альтернативной, дублирующей федеральную трассу М60?

 

- Дорога, которая ведет с острова Русский на полуостров Де-Фриз, ничего не дает городу, ее никак нельзя назвать альтернативной. Первоначально она задумывалась именно как альтернативная, но была нарисована совсем по-другому. Когда был утвержден Генеральный план развития Владивостока, в нем было нарисовано две альтернативные дороги, способные принять на себя транспортную нагрузку в случае ЧС на федеральной трассе. Ведь мы живем на полуостровах, город очень уязвим в военном отношении, и альтернативные дороги крайне необходимы. Предполагалось, что одна из них пойдет из морского порта вдоль берега Амурского залива, а вторая из рыбного порта по сопкам до Артемовской ГРЭС. И еще одна, третья дорога была задумана на остров Русский с полуострова Эгершельд. В свое время я знакомился с этим проработками как строитель, и мне было понятно, где строить мосты, где эстакады, а где тоннели. Но все эти планы были перечеркнуты, кому-то захотелось построить низководный мост и дорогу, которые ничего не дает городу. Кто в этом виноват? Не знаю. Наверное, найдут "стрелочника", которого мне искренне жаль.

Как ранее сообщало РИА PrimaMedia, дорога Седанка - Патрокл начала разрушаться вскоре после сдачи в эксплуатацию. Очередным оползнем на трассе Седанка-Патрокл во Владивостоке заинтересовалось следствие, для выяснения причин обрушения скалы будет назначена экспертиза. Сход грунта на новой трассе произошел в районе улицы Добровольского 16 сентября, а первая аварийная ситуация возникла на этой дороге 12 июня, когда произошел обвал грунта на 20-метровой подпорной стене в районе улицы Космонавтов во Владивостоке.

Прима Медиа